В последние выходные лета мы попали на барахолку в подмосковном Абрамцеве.

Там было на что посмотреть – предметы продавали не бросовые, как это часто бывает на наших блошиных рынках. Вероятно, атмосфера знаменитой усадьбы влияет и на качестве блошиного рынка.

«Охота» оказалась удачной. Приобрели кое-что для нашей музейной коллекции. Один из самых любопытных трофеев – жестяная коробка от шоколадок производства США с портретной галереей американских президентов. Обратную сторону коробки можно использовать в образовательных целях – на ней напечатаны даты правления президентов, начиная от Джорджа Вашингтона и заканчивая Джоном Кеннеди.

Судя по надписям на обороте коробки, в наборе было 10 маленьких плиточек и одна плитка весом 28 г (1 унция) молочного шоколада. Очевидно, все они были упакованы в обертки с портретами президентов.

Эта находка напомнила нам о том, что и у нас в России когда-то была такая традиция: производители размещали на упаковках конфет, печенья, спиртных напитков изображения царей, императоров, политических деятелей, а позднее и членов большевистского правительства… Теперь такие упаковки можно увидеть только в Музее истории и дизайна упаковки, или на его информационных ресурсах.

И, конечно, такой маркетинговый ход представляет интерес для современных предпринимателей, кондитеров, дизайнеров, маркетологов…

Наверное, в России эта традиция родилась в 1913 году – в год, когда вся страна отмечала 300-летие Дома Романовых – 300-летия правления русских царей. Их портреты появились тогда на многих упаковках для продуктов питания, для кондитерских изделий, для напитков и для товаров народного потребления.

Традиция привилась, и кондитеры выпускали, например, целыми сериями фантики для карамели с портретами членов правительства и «деятелей» государственной думы.

Конфеты и другие сладости «с царями», членами правительства и наиболее активными и хорошо известными «думскими деятелями» шли на расхват! Многие стремились сохранить такие упаковки или этикетки, вкладывали их в альбомы и даже вешали на стены…

Эту традицию активно использовали и большевики в первые годы советской власти. Ведь тогда в стране не было телевидения, радио было редкостью, журналы и газеты получали далеко не все… А конфеты любили и покупали все! В результате на конфетных обертках, в частности, в серии «Карамель пролетарская» появились идеологи марксизма-ленинизма, портреты вождей «великой октябрьской социалистической революции»… Иногда даже тех, которые впоследствии были репрессированы…

В рамках треста МОССЕЛЬПРОМ в 20-е годы над оформлением упаковок работали известные советские художники: Родченко, Лисицкий, Маяковский и др. Зачастую рисунки сделанные Маяковским (или Родченко), сопровождались его стихами…

Так конфетные обертки, фантики, стали историческими документами, музейными редкостями.