Рекламный плакат фирмы Ралле и Ко. Музей упаковки

В Москве, в усадьбе Люблино до конца марта работает выставка «Французские парфюмеры в Москве в конце XIX — начале ХХ века». Она организована по инициативе и при участии журнала «Тара и упаковка». Большинство бумажных упаковок и этикеток для этой выставки представлено из коллекции Музея упаковки.

Этот период называют золотым веком русской парфюмерии. Посетители выставки узнают, какое отношение имеел к парфюмерии известный художник Казимир Малевич, с какими духами сравнивают знаменитую «Красную Москву», какими трюками и оригинальным дизайном в XIX – XX веках коммерсанты привлекали покупателей и как развивалась история парфюмерии в России…

Расцвет отрасли

В России не пользовались парфюмерией до XVIII века. И обеспеченные, и простые люди ограничивались домашними средствами и походами в баню. Однако одновременно с налаживанием контактов с Европой в стране стала появляться косметика. Дворяне и иностранцы, которые жили в Москве, пользовались французскими духами и «марсельским» или «венецианским» мылом. Несмотря на это, в России не спешили открывать крупные фабрики по производству косметики.

Лишь к середине XIX века к нам стали съезжаться талантливые мыловары и парфюмеры, которые мечтали стать знаменитыми, разбогатеть и потом снова уехать во Францию. Но многие так и остались в России — именно они «написали» парфюмерную историю нашей страны.

Упаковка для мыла фирмы Ралле. Начало ХХ в. Бумага. Музей упаковки

«Духи для меха» и Chanel № 5

Первая в России фабрика по производству парфюмерии появилась в Москве в 1843 г. Ее основал французский подданный, молодой предприниматель Альфонс Ралле в Теплом переулке в Хамовниках. К 1910 г. она выпускала 675 наименований продукции (для сравнения, самая большая фабрика Франции, работая к этому времени на 100 лет дольше, выпускала 830 наименований). До 1917 г. фабрика «А. Ралле и Ко» была поставщиком Императорского двора. В 1917 г. она была национализирована и стала называться «Государственный мыловаренный завод № 4», а позднее получила более революционное название «Свобода».

Многие парфюмеры, в том числе и Ралле, старались привлечь внимание покупателей самыми разными способами. Когда Альфонс рекламировал товар, он выпустил «Энциклопедию женских рукоделий», где рассказывал о достоинствах своей продукции. В виде премии или бонуса к определенному товару он предлагал даже альбомы для вышивания.

Образцы этикеток для духов XIX – начала ХХ вв. Музей упаковки

Ралле также придумал «божественный аромат». Он создал «зимние духи», которые на морозе приобретали хрустальную нотку. Тогда их называли «Парфюм де фурор», или «Духи для меха», и также наносили на перчатки и шляпы.

Но наибольшую известность придает фабрике другой аромат. Парфюмер-лаборант Эрнест Бо, который когда-то трудился именно здесь, после эмиграции во Францию в 1917 г. создал один из самых известных ароматов в мире — Chanel № 5.

Сегодня АО «Свобода» производит около 300 наименований продукции — косметику, твердое мыло, шампуни и зубные пасты и в этом году отмечает уже 175 юбилей.

«Товарищество Брокар и Ко», Москва, начало ХХ века. Музей упаковки

Цветочное мыло и «Красная Москва»

Еще одна известная компания того времени — фабрика «Брокар». Француз Генрих Брокар приехал в Россию в 1862 году, а уже в 1864 году создал в Москве свою фабрику.

Генрих зарекомендовал себя не только искусным парфюмером, но и хорошим коммерсантом. Его компания стала популярной благодаря качественной продукции и продуманным рекламным ходам.

Сперва Брокар начал изготавливать мыло. В России обеспеченные люди предпочитали товары из-за границы, а бедные, соответственно, денег на мыло не имели. Тогда супруга Генри, Шарлотта, придумала рекламный ход: сделать мыло для малышей в форме животных, для детей чуть старше — в форме букв, а для взрослых — в форме овощей. Стоило оно дешево — одну копейку. Ход сработал — продукт стал популярным. Позже покупателей заинтересовало и более дорогое — кокосовое мыло по пять копеек. Позднее на предприятии Брокара стали делать и косметику. На выставке в Люблино можно увидеть эксклюзивное мыло товарищества в форме новогодних подарков — мандаринов и слоников, которых вешали на елку.

Рекламные ходы Генриха ничуть не уступали рекламным трюкам Ралле, к тому же он вообще любил эпатаж. Один запоминающийся случай произошел на открытии его второго фирменного магазина. Предприниматель объявил заранее, что тем, кто придет на открытие, будут выдавать бонусы в виде коробки с десятью миниатюрными предметами парфюмерии — мылом, духами, одеколоном и т.д. Хоть «сюрпризные коробки» были не бесплатные, а стоили один рубль, сбежался весь город. Ажиотаж был такой, что дело закончилось вызовом полиции. В три часа дня магазин закрыли, продав с утра две тысячи коробок.

Яркая рекламная кампания связана с появлением одеколона «Цветочный», который фабрика «Новая заря» (бывшая «Брокар») выпускает до сих пор. В 1882 г. на выставке в Москве был построен фонтан, из него били струи с одеколоном. Дамы бросали туда платки, а мужчины — сюртуки, а самые отчаянные даже решали искупаться. В прессе еще долго мелькала эта история.

В 1887 г. Брокар изобрел аромат в честь 25-летия совместной жизни с супругой. Он назвал духи в честь нее «Душистая Шарлотта», но жена присвоила аромату название «Персидская сирень». Духи очаровали ценителей парфюмерии — пользоваться этим ароматом считалось хорошим тоном.

Еще фабрика «Брокар» известна тем, что на ней работал парфюмер Август Мишель, который в 1924 г. создал знаменитую «Красную Москву». Считается, что он создал этот рецепт еще до революции и назвал «Любимый букет императрицы».

Однако большинство советских химиков и парфюмеров утверждают, что рецепт первой парфюмерной композиции отличается от второй примерно на треть и не является его копией.

Товарищество «А. Сиу и Ко» Россия, конец XIX – начало ХХ века.
Музей «Душистыя радости»

«Элитная парфюмерия» и вальс в честь одеколона

Особняком от остальных держалось товарищество «Сиу и Ко», основанное Альфонсом Сиу. Его интересовала «элитная парфюмерия». Фирма держала магазины по всей России, в Польше и Прибалтике. Кроме того, компания имела собственную типографию.