В этом году исполняется 80 лет со дня рождения художника-оформителя Владислава Ладыгина (1940 – 2012 гг.), работавшего на комбинате «Союзпродоформление» и создавшего дизайн упаковок для многих пищевых продуктов в СССР. В 1991 г. в журнале «Тара и упаковка» № 2 было опубликована интервью с ним (статья: «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ» представляет ведущих художников. Владислав Ладыгин»). Карамель «Птичье молоко», Чай «Бодрость», Концентратный «Суп вермишелевый с мясом», Хрустящий картофель «Московский»… Для каждого россиянина старше сорока лет это символы ушедшей Эпохи. Но ни сейчас, ни тем более в 1980-х, пожалуй, никто не задумывался о том, кто создал эти образы… О творчестве В. Лодыгина рассказывает его сын Евгений Лодыгин – член Творческого союза художников России, канд. пед. наук, эксперт Благотворительного фонда «Новые имена»

Начало

Владислав Ладыгин родился в 1940 г. в Москве. С середины XIX в. семья Ладыгиных жила на улице Малая Полянка, неподалёку от Третьяковки, где будущий художник-оформитель, тот кого теперь называют дизайнерами, и влюбился в изобразительное искусство. Он окончил Московское Художественно-педагогическое училище(МХПУ), где получил прочную основу знаний и навыков, сделавших его великолепным рисовальщиком и живописцем.

Демобилизовавшись, в 1962 г. из армии, Владислав Ладыгин трудоустроился художником-конструктором в Макетный цех Московского оформительского комбината «Продоформление» (позже «Союзпродоформление»). Это было ведущее предприятие промышленной графики в пищевой промышленности СССР. Здесь Владислав проработал вплоть до закрытия Комбината в начале 90-х гг. прошлого века. Он так вспоминал о начале своей карьеры: «Моя творческая биография началась в 1962 г. … Стиль графики в те годы отличался от нынеш­него. Практически все работы по художественному оформлению упаковок, этикеток приходилось выпол­нять от руки, но с довольно высоким качеством. Для художников-графиков это был тяжелый труд. Тех­нические средства тогда не применялись. Но и Шко­ла была большая. Старые художники давали нам, молодым, пример настоящего творчества…»

Автопортрет В. Ладыгина

Работая на комбинате, Владислав продолжил профессиональное образование на художественно-графическом факультете Московского государственного заочного педагогического института (МГЗПИ) в группе выдающегося советского живописца и рисовальщика А. И. Лактионова. Вскоре молодому художнику стали поручать заказы в области промышленной графики (так в те годы назывался в СССР графический дизайн). Его первым самостоятельным дизайном стало оформление упаковки духов для Московской парфюмерной фабрики.

Семидесятые годы ХХ в.

В конце 60 – начале 70-х гг. ХХ в. художник работает над оформлением конфет Московских кондитерских фабрик «Рот-Фронт» и «Красный Октябрь». За первой обёрткой – карамель «Птичье молоко» – последовала целая линейка фруктово-ягодных и молочных карамелек, батончиков, сахарных конфет, в том числе «Буревестник», «Маска» и многие другие,

знакомые всем советским сладкоежкам.

В 70-е гг. Ладыгин становится одним из ведущих художников в области оформления плодоовощной продукции и мясных консервов. Тогда им были созданы товарные образцы упаковок широкого ассортимента мясных консервов, мясных каш, гуляшей, этикетки для соков, варенья и джемов, консервированных овощей и салатов, дизайны ряда любимых жителями СССР напитков из ячменя и цикория, растворимого кофе в коробочках.

Вспоминая об упаковке для пищевых продуктов 70-х гг., Владислав рассказывал: «В то время в данной отрасли происходила унификация изделий. Создавались серии этикеток и упаковок на отдельные виды продукции. Правда, и тогда мы еще мало использовали слайды, и при­ходилось практически всё исполнять в рисованном виде. Порой этикетки и упаковки становились настоя­щими произведениями искусства…»

Действительно, рисовал Владислав много, виртуозно и быстро. Во времена расцвета своих творческих сил он выполнял в год сотни этикеток, десятки товарных знаков. Почти все рисунки на упаковке того времени были исполнены столь реалистично, что их трудно отличить от современного слайда. Помидоры, огурчики, яблочки… Аппетитные! Хочется съесть. Он был не только выдающимся рисовальщиком и живописцем, но также и непревзойденным каллиграфом. Лихо закручивал вензеля с нажимом, прописывал пером и кистью заголовки и логотипы рисованным шрифтом любой графики и сложности. Но, так это смотрелось лишь на оригинал-макетах. А отечественная полиграфия убивала всё! Жухлые краски, несовмещённые оттиски, рыхлая бумага, страшное растискивание… Всё это – «потерянное» лицо советского дизайна.

Ладыгин всегда старался творить «в ногу со временем», для чего пристально изучал опыт своих коллег, в том числе и зарубежных. Он вообще постоянно учился, посещал отраслевые выставки, внимательно наблюдал за оформлением рекламы и упаковки во время зарубежных поездок, просиживал часами в библиотеках и музеях, просматривая журналы и каталоги. Особенно любил немецкий журнал «Neue Verbung» («Новая реклама»), который выписывал с конца 60-х гг.

Начало великого поворота

В 80-е гг. в отечественной промграфике начался великий поворот. Продовольственные товары стали поставлять в магазины в оформленной индивидуальной таре, появились современные упаковочные материалы (пластик, металлизированная плёнка), за рубежом закупались новые технологические линии. Робкими ростками начинали пробиваться реклама и корпоративный стиль. Владислав Ладыгин оказался на переднем крае советского дизайна упаковки.

Еще в начале 80-х гг. он начинает применять при создании оригинал-макетов фотоколажирование из напечатанных шрифтов и графических образов. Это позволило ему отказаться от ручной каллиграфии и бессмысленных повторов. Применяя новый творческий метод, в сотрудничестве с технологами Промышленного объединения «Колосс» он создал в эти годы обширные серии упаковок на плёнке – «Заварные кремы», «Концентратные супы».

Среди этих работ был и его очередной бестселлер, который россияне старшего возраста помнят столь же хорошо, как и «тот самый чай» со слоном. Оформленный им «Чай Бодрость» в пакете из металлизированно полиэтилена, производства «Колосс», буквально взорвал продажи чая. За ним гонялись, ставили пакет на кухне на видное место! Упаковка была построена на основе цветного слайда и шрифтовой композиции. Вполне современно она выглядит даже сейчас, спустя четыре десятка лет! Работая с ПО «Колосс», Владислав Ладыгин разработал полный комплект атрибутов оформления для этой компании, чья продукция была узнаваемой вне зависимости от сегментов продовольственного рынка, куда она поставлялась.

В те же годы начался ребрендинг продукции, выпускаемой Министерством Плодоовощного хозяйства СССР. Это был один из первых в СССР опытов оформления «под ключ» одним художником целой отрасли народного хозяйства. Эта ответственная работа была поручена Владиславу Ладыгину. Он разработал для Минплодовощхоза СССР всё: торговую марку и логотип, стиль оформления его подразделений и производственных предприятий, элементы оформления документов, рекламно-презентационных материалов, автопарка грузовиков, графических элементов для офисных интерьеров и выставочных стендов, в том числе инфографику и, конечно, сотни образцов новых упаковок – коробок, банок, этикеток…

Примерно в это же время для консервной промышленности В. Ладыгин разработал обширные серии этикеток для стеклянных порционных баночек детского питания. Знаковая графичная девочка, изображённая в центре этикетки, стала узнаваемой визитной карточкой этого класса продуктов.

Перед Олимпиадой-80 по заказу Министерства пищевой промышленности СССР художник создал одно из самых любимых своих произведений – Хрустящий картофель «Московский» (советские чипсы со стилизованной лубочной картинкой). В эти годы в мире начал входить в моду аутентичный дизайн. В СССР эту тенденцию заметили. Перед Ладыгиным была поставлена задача создать упаковку в русском стиле. На Художественном совете готовую работу приняли с отметкой! Сегодня кажется странным, что этот великолепный товарный образец в национальном стиле, где на фоне схожей с иконографией архитектурной композиции танцевали скоморохи, довольно популярный в начале 1980-х, не прижился и был забыт, несмотря на то, что изготавливали эту упаковку – за твёрдую валюту в Финляндии…

В 1987 г. был образован Союз дизайнеров СССР, отец стал одним из первых его членов. Он участвовал в отраслевых выставках в составе авторского коллектива комбината «Союзпродформление», а также в выставках Союза дизайнеров, в том числе на ВДНХ. За достижения в области промышленной графики и дизайна упаковки в 1988 г. В. Ладыгин был удостоен серебряной медали ВДНХ СССР.

На рубеже 80 – 90-х гг. Ладыгин активно сотрудничал с «Моспищекомбинатом». Это предприятие одним из первых в стране осваивало выпуск современных пищеконцентратов и сухих продуктов, в том числе для детского питания. Он разработал тогда несколько серий пакетированных быстрорастворимых напитков с фруктово-ягодными вкусами «Инвайт», сухих заварных кремов, киселей, а также дизайн популярных смесей для детского питания, привычные советскому покупателю образы упаковок кукурузных палочек и пакетов растворимого кофе.

Дизайн упаковки в «лихие» девяностые

В начале 90-х НПК «КРЕКЕР» и ПО «КОЛОСС» осваивали массовое производство кукурузных хлопьев, колечек, рисовых шариков, злаковых подушечек с начинкой. Первое оформление для них, в том числе с привычным «Незнайкой» разрабатывал Владислав Ладыгин. Тогда они выпускались под технологическим названием – аббревиатурой «СПЭТы» (Сухие продукты экструзивной технологии).

В конце ХХ в. основным полем деятельности художника был корпоративный стиль. В это время новые предприятия росли в стране как на дрожжах, рынок был перенасыщен заказами. Владислав так лихо справлялся с созданием совершенно непохожих друг на друга товарных знаков и элементов корпоративного оформления, что стал одним из признанных авторитетов в этой области в стране.

Многие торговые марки, созданные им в те годы, по сей день продолжают использоваться компаниями-лидерами рынка. Среди таковых: «Крекер», Ликёро-водочный завод «Топаз», «Мосламбумиз» и др.… Графика знаков и подбор шрифтов для логотипов отличались у него лаконичностью, жёсткостью, техничностью и современностью, а сами они получались

броскими и запоминающимися символами, отражающими специфику деятельности предприятий.

Торговые марки Ладыгина и йогурты «Матрешки»

Миллениум: творчество + компьютер

В отличие от многих современных дизайнеров, которые «лепят» логотипы из готовых наборных шрифтов, Ладыгин немалую их часть отрисовывал вручную, придумывая собственный шрифт или ловко трансформируя существующие, да так, что первоначальная графема литер изменялась до неузнаваемости.

В середине 1990-х годов, когда в мире дизайна стало невозможно обходиться без компьютера, Владислав Ладыгин купил свой первый PC и быстро освоил прикладные дизайнерские приложения. В это время он активно сотрудничал с индийской корпорацией Limtex и создал для её дочерних компаний в России целую серию упаковок индийского и цейлонского чая под популярными в 90-е гг. брендами Sparks, Sunwell, Tosh.

В начале 2000-х в оформительском искусстве широкое распространение получило использование шаблонов вёрстки (Templates), векторных заготовок (Clipart), изображений из фотобанков. Это нисколько не помешало В. Ладыгину продолжить применять в дизайне свой дар художника. Он продолжал рисовать, а затем сканировать и вставлять свои произведения в электронные макеты, когда это было уместно.

Иногда он работал вместе сыном – тогда, начинающим художником. Так, в начале двухтысячных ими были созданы серии ностальгических рисованных упаковок специй «Домашняя кухня» для компании «Интерпекарь». Маленькие натюрморты, написанные гуашью в классическом стиле были просто очаровательны и технически безупречны. Созданные затем в творческом содружестве оригинальные образы матрёшки стали узнаваемым лицом йогуртов Орловского молочного комбината.

В 2012 г., на 73-м году жизни Вячеслав Лодыгин скоропостижно скончался. Ушёл в лучший мир скромный человек, чьи работы во многом изменили лицо отечественного дизайна. В год восьмидесятилетия со дня рождения Владислава Ладыгина хочется хоть немного приоткрыть завесу молчания, напомнить современному российскому обществу о малой толике его обширного творческого наследия.

Журнал «Тара и упаковка»

Categories: Интересное

Leave a Reply

%d bloggers like this:
Skip to toolbar