В журнале «Тара и упаковка» №2 за 1991 г. под заголовком: «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВЕДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ» была опубликована статья о художнике-оформителе этого комбината Владиславе Ладыгине. Во второй половине ХХ в. им были созданы образцы упаковок и этикеток, ставшие классикой советского стиля. О творчестве В. Ладыгина рассказывает его сын, член Творческого союза художников России,  International federation of artists UNESCO, канд. пед. наук, эксперт Благотворительного фонда «Новые имена» Евгений Ладыгин

Карамель «Птичье молоко», Чай «Бодрость», Концентратный «Суп вермишелевый с мясом», Хрустящий картофель «Московский»… Для каждого россиянина старше сорока лет это символы ушедшей Эпохи. Но ни сейчас, ни тем более в 1980-х, пожалуй, никто не задумывался о том, кто создал эти образы. А это был Владислав Викторович Ладыгин, мой отец. Он родился в 1940 г. в Москве, и после 7 класса поступил в МХПУ (Московское Художественно-педагогическое училище), где получил прочную основу знаний и навыков. В 1959 г. В. Ладыгин был призван в ряды Советской армии, где помимо выполнения служебных обязанностей работал оформителем при Политотделе части.

В 1962 г. Владислав Ладыгин трудоустроился художником-конструктором в Макетный цех Московского оформительского комбината «Продоформление» (позже «Союзпродоформление»), одного из головных предприятий на рынке промышленной графики в пищевой промышленности СССР, где проработал вплоть до закрытия Комбината в 1990-х годах.

Он так вспоминал о начале своей карьеры:

«Моя творческая биография началась в 1962 г. … Стиль графики в те годы отличался от нынеш­него. Практически все работы по художественному оформлению упаковок, этикеток приходилось выпол­нять от руки, но с довольно высоким качеством. Для художников-графиков это был тяжелый труд. Тех­нические средства тогда не применялись. Но и шко­ла была большая. Старые художники давали нам, молодым, пример настоящего творчества…»*

Журнал «Тара и упаковка» 1991, №2. Стр. 58-59

Трудясь, папа продолжил образование, учась на художественно-графическом факультете МГЗПИ (Московского государственного заочного педагогического института) в группе выдающегося советского художника А. И. Лактионова.

В конце 1960 – начале 1970-х гг. Владиславу Ладыгину стали поручать заказы в области промышленной графики (так в те годы назывался в СССР графический дизайн). Его первым самостоятельным дизайном стало оформление упаковки духов для Московской парфюмерной фабрики. Затем он долгое время сотрудничал с кондитерскими фабриками «Рот-Фронт» и «Красный Октябрь». За первой обёрткой – «Птичье молоко» – последовала целая линейка карамелек и конфет, знакомых всем советским сладкоежкам, в том числе «Буревестник», «Маска» и многие другие.

В 1970-х гг. Владислав Ладыгин становится одним из ведущих художников в области оформления упаковок для консервной промышленности. Тогда им были созданы товарные образцы широкого ассортимента мясных консервов, каш, гуляшей, этикетки для соков, варенья и джемов, овощей и салатов, дизайны ряда любимых жителями СССР напитков из ячменя и цикория, растворимого кофе в коробочках. В это время им созданы узнаваемые дизайны упаковок популярных смесей для детского питания «Малыш», «Макаронных изделий», «Вермишели», «Кукурузных палочек». Но самым известным и любимым всеми вкусным его шедевром тех лет был Концентрат «Суп вермишелевый с мясом».

Владислав Ладыгин так вспоминал о Пищёвке 1970-х: «в то время в данной отрасли происходила унификация изделий. Создавались серии этикеток и упаковок на отдельные виды продукции. Правда, и тогда мы еще мало использовали слайды, и при­ходилось практически всё исполнять в рисованном виде. Порой этикетки и упаковки становились настоя­щими произведениями искусства…»

Почти все рисунки Владислава Ладыгина на упаковках были исполнены столь реалистично, что их трудно отличить от слайда, но он также был и непревзойденным каллиграфом и лихо закручивал вензеля с нажимом, прописывал пером и кистью заголовки и логотипы рисованным шрифтом любой графики и сложности.

В начале 80-х гг. Владислав Ладыгин начинает применять при создании оригинал-макетов фотоколажирование из напечатанных шрифтов и графических образов. Применяя новый творческий метод, в сотрудничестве с технологами Промышленного объединения «Колосс» он создал в эти годы обширные серии упаковок на плёнке – «Заварные кремы», «Концентратные супы». Среди этих работ был и его очередной бестселлер, который россияне старшего возраста хорошо помнят – «Чай Бодрость» в металлизированном ПЭ пакете, производства «Колосс». Упаковка была построена на основе цветного слайда и шрифтовой композиции. Вполне современно она выглядит даже сейчас, спустя четыре десятка лет! Работая с ПО «Колосс», художник разработал и фирменный стиль для этого предприятия.

В те же годы Владиславу Ладыгину поручили ребрендинг Министерства Плодоовощного хозяйства СССР. Это был один из первых в СССР опытов оформления «под ключ» одним художником целой отрасли народного хозяйства. Он разработал торговую марку и логотип, стиль оформления документов, рекламно-презентационных материалов, и, конечно, сотни образцов новых упаковок – коробочек, баночек, этикеток…

Примерно в это же время для консервной промышленности Владислав Ладыгин оформил серии этикеток для стеклянных порционных баночек детского питания. Знаковая графичная девочка, изображённая в центре этикетки, стала узнаваемой визитной карточкой этого класса продуктов. Перед Олимпиадой-80 по заказу Министерства пищевой промышленности СССР он создал одно из самых любимых произведений – Хрустящий картофель «Московский» (со стилизованной лубочной картинкой). В эти годы в мире упаковки начал входить в моду аутентичный дизайн, в СССР эту тенденцию заметили. Перед Ладыгиным была поставлена задача создать упаковку в русском стиле. На Художественном совете готовую работу приняли с отличной оценкой!

В 1987 году был образован Союз дизайнеров СССР. Владислав Ладыгин стал одним из первых его членов. Не раз он участвовал в отраслевых выставках в составе авторского коллектива Комбината «Союзпродформление», а также в выставках Союза дизайнеров, в том числе на ВДНХ. За достижения в области промышленной графики и дизайна упаковки в 1988 г. В. В. Ладыгин был удостоен серебряной медали ВДНХ СССР.

На рубеже 1980 – 1990-х гг. Владислав Ладыгин активно сотрудничал с «Моспищекомбинатом». Это предприятие одним из первых в стране осваивало выпуск современных пищеконцентратов и сухих продуктов, в том числе для детского питания, которые упаковывались в индивидуальные металлизированные пакетики и герметичные коробочки. Отец разработал тогда несколько серий этикеток пакетированных быстрорастворимых напитков с фруктово-ягодными вкусами «Инвайт», сухих заварных кремов, киселей, привычные советскому покупателю образы упаковок кукурузных палочек и коробочек с молотым кофе.

В начале 1990-х Владислав Ладыгин разработал для НПК «КРЕКЕР» и ПО «КОЛОСС» дизайн обширных серий упаковок для кукурузных хлопьев, колечек, рисовых шариков, злаковых подушечек с начинкой.

В конце 80-х и в 90—е гг. ХХ в. Владислав Ладыгин стал одним из признанных авторитетов в области корпоративного стиля в стране. В эти годы он оформил свыше сотни брендов, многие из них по сей день продолжают использоваться компаниями-лидерами рынка. Среди таковых: «Крекер» (сухие продукты и кондитер), Ликёро-водочный завод «Топаз», «Мосламбумиз» (тара и упаковка), «Аронап» (кофе-цикорные продукты) и многие другие.

В середине 90-х гг. Владислав Ладыгин активно сотрудничал с индийской корпорацией Limtex. Он создал для её дочерних компаний в России целую серию упаковок индийского и цейлонского чая под популярными в 90-е гг. брендами Sparks, Sunwell, Tosh.

Продолжал он работать и с крупными отечественными предприятиями. Среди них Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», НПК «КРЕКЕР» (сухие завтраки), компании: «Русский продукт» (пищевые концентраты»), «АРОНАП» (кофе-цикорные напитки), «Мега-Кола» (прохладительные напитки) и др. Интересная серия пищевой упаковки для батончиков, конфет и вафель была им выполнена для компании «Торгсервис».

В начале двухтысячных Владислав Ладыгин принял участие в оформлении дизайна серии ностальгических рисованных упаковок специй «Домашняя кухня», разрабатывавшемся для компании «Интерпекарь». Маленькие натюрморты, написанные им гуашью, были просто очаровательны и технически безупречны. Созданные нами в содружестве оригинальные образы матрёшки стали узнаваемым лицом йогуртов Орловского молочного комбината.

После Миллениума, отпраздновав шестидесятилетие, постепенно отошёл от дел, проводя большую часть времени на даче, на природе, посвящая время живописи. В ноябре 2012 г., на 73-м году жизни Владислав Викторович Ладыгин скоропостижно скончался.


Leave a Reply

%d bloggers like this:
Skip to toolbar