Уже в начале ХХ в. в Европе и Америке стали задумываться о том, что тяжелые и дорогие выдувные стеклянные бутылки ручного изготовления (литровая бутылка весила примерно 500 – 600 г.), использовавшиеся, например, для молока, можно заменить более дешевой одноразовой картонной упаковкой (весом примерно 25 – 35 г).
Исследования потребителей показывают, что картонная упаковка ассоциируется с естественностью, свежестью и высшим качеством. Компания «Пром-Упак» намерена продолжать разработку дизайна и повышение функциональности упаковки на основе этих достоинств. Это является ключевым элементом создания ценности марки. Ряд маркетинговых исследований, посвященных изучению чувствительности покупателей к ценам показывает наличие прямой связи между высокой ценностью и высокой ценой – чем выше воспринимаемая степень свежести продукции, тем выше цена, которую готов заплатить потребитель.
Технология Pure Pak обеспечивает защиту продукта от воздействия света, увеличивая его срок годности и сохраняя витамины, вкус и общую свежесть. В этой связи маркетологи по всей Европе возвращаются к основам, вновь открывая для себя, что упаковочные решения являются одной из наиболее важных частей маркетингового комплекса.
Все началось с бумажной бутылки
Первые идеи заключались в создании круглых емкостей – имитирующих по форме стеклянные бутылки и герметизированных изнутри твердым парафином или другими химическими продуктами. Патенты на картонные бутылки соответствующей формы были выданы, среди прочих, немцам Густаву Тюрку (1882 г.), Освальду Шмидту (1906 г.), американцам Джорджу Максвеллу (1906 г.) и Олдену Б. Старру (1909 г.).
Большая проблема заключалась в том, чтобы сделать бумажный сосуд непроницаемым для жидкости. Попытки, предпринимаемые для этого, не всегда были успешными. Например, в 1882 г. Густаву Тюрку из Кронштадта выдается имперский патент на промышленный образец бумажной тары для жидких продуктов. Ее любопытной особенностью была пропитка бумаги и пакета смесью из дефибринированной (т.е. избавленной от сгустков при сворачивании) свежезаготовленной крови (60%), тонкого известнякового порошка (35 %) и оксида алюминия (5 %). Однако эта упаковка не нашла применения.
Наконец, в 1906 г. Джорджу В. Максвеллу и Алонзо Кингсбери из Сан-Франциско выдается патент на круглую бумажную бутылку, действительно пригодную для расфасовки молока. Впервые в мире молоко в картонной упаковке, сделанной именно в соответствии с этим патентом, появилось в 1906 г. Для того чтобы сделать упаковку непроницаемой для жидкости, она с внутренней стороны покрывалась парафином.
Как можно видеть по этим старым патентным эскизам, фантазия изобретателей еще не шла дальше замены одного материала на другой, стекла – на бумагу или картон. Форма же сосудов по-прежнему стремилась к сфере или цилиндру, хотя это было не слишком-то практично при пользовании и технологично при изготовлении. Сегодня же пакет для напитков по своему внешнему виду имеет тысячи вариантов и лидирует в секторе выпуска негазированных напитков.
Эра пакета для расфасовки жидких продуктов из предварительно вырезанной заготовки
Американцу Джону Р. ван Уормеру из Толедо, штат Огайо, выдается патент США за № 1,157,462 на картонный пакет для жидких продуктов (заявка на патент была подана в декабре 1914 г.). Пакет собирается из предварительно вырезанной заготовки, что облегчает сборку пакета требующейся формы. В описании Уормер указывает, что разовый пакет позволяет повысить степень удобства для потребителей.
В 1915 г. Джон Р. ван Уормер выпустил первую упаковку для жидких продуктов, изготавливавшуюся из вырезанной из картона заготовки. Упаковка имела цельное основание, верх и носик. В 1928 г. American Paper Bottle Company купила патент (№ 1,157,4620) у Уормера. Одновременно компания приобрела брэнд Pure Pak и разработала машины для розлива молока в пакеты. На молочном заводе пакеты разворачивались, собирались, заполнялись и запечатывались. По сравнению с предыдущими системами, включавшими предварительно собранные пакеты, это было большим преимуществом.
Бумажный пакет для молока конусообразной формы
Еще в 1909 г. Олдену Б. Старру из Нью-Йорка в Германии был выдан патент на бумажную тару для расфасовки молока в виде бутылки, верхняя часть которой имела встроенное уплотнение с прокладкой из фольги. Правда, это не влияло на срок хранения продукта, а лишь позволяло придать бутылке более постоянную форму.
Sealright – бумажная бутылка для яблочного сидра. Бутылка из вощеной бумаги для яблочного сидра, представленная до второй мировой войны компанией Sealright & Symons Paper Co. из г. Гарднер, США. Для формирования верхней части использовалось кольцо из белой жести.
Патентная заявка немецкой фабрики бумажных бутылок Reinhold Leibfahrt (г. Мёцинген) от 1930 г. Патент относился к бумажной бутылке для жидких продуктов и включал прокалываемую дырочку для питьевой соломинки. Как видите, даже у соломинки, приклеенной к вашему пакету с соком, довольно почтенная родословная.
Первая машинная система (1928 г.)
Компания American Paper Bottle Co., производитель бумажной тары для жидких продуктов (запатентованной в 1906 г.), покупает патент Уормера и брэнд ,,pure Pak”. За период с 1929 по 1934 гг. было выпущено шесть машин для формирования, наполнения и запечатывания упаковки. На иллюстрации приводится выдержка из патентной заявки от 1929 г., в которой описывается процесс сборки, заполнения и запечатывания пакета из предварительно вырезанной заготовки. На этой иллюстрации видно, что пакет приобрел вполне современную форму более 70 лет назад.

В начале 1930-х годов компания American Paper Bottle Company выпустила собственную упаковку для молока Pure Pak. Пакеты делались непроницаемыми для жидкости снаружи и изнутри путем погружения материала в горячий твердый парафин, после чего склеивался боковой шов. На молочных заводах пакет собирался, наполнялся, затем формировалась его верхняя часть, которая скреплялась скобами и запечатывалась под давлением с применением нагрева. Выпускались пакеты различной вместимости от 240 до 950 мл. В 1936 г. компания Ex-Cell-O приобрела права на Pure Pak и установила новую разливочную машину с производительностью 24 пакета в минуту. В 1937 г. Ex-Cell-O продала в США 42 млн. пакетов. Упаковочный бизнес Ex-Cell-O, а вместе с ним и всемирные права на Pure Pak, были приобретены в 1987 г. норвежской компанией Elopak (до этого действовавшей в качестве агента Ex-Cell-O в Европе). В 1938 г. нью-йоркская корпорация Sealcone International Corporation подала патентную заявку на собственную картонную тару для расфасовки молока. Пакеты для напитков также предлагались компаниями Seal-right из Фултона, Canco Packaging/American Can, International Paper и монреальской компанией Griswold.
В Германии, тем временем, эволюция упаковки шла своим путем. В 1929 г. немецкая фирма-производитель машинного оборудования Jagenberg из Дюссельдорфа подала патентную заявку на так называемую упаковку ”Perga Pack”.
Для этого вида упаковки – предварительно собранной картонной емкости – имелись разливочные машины различной мощности, благодаря чему система Perga Pack была доступной для мелких расфасовочных компаний. После первых успехов во внедрении этой системы экономический и политический кризис, разразившийся в начале 1930 г., положил конец ее распространению в Европе. В 1958 г. компания Jagenberg открыла завод PKL по производству бумаги и клеящих составов в г. Линних, Германия, который в 1988 г. перешел в собственность фирмы SIG. Также в Германии было изобретение в 1935 г. инженером Генрихом Фридериксом из г. Борстель возле Штендаля была изобретена очередная разновидность пакета, изготавливавшегося из вырезанной заготовки. Пакеты для молока также выпускались английской компанией Satona из Лидса и норвежской компанией Erling Stockhausen.
Perga Pack (1929 г.). Интересно, что совсем недавно компания Elopak преподнесла как новшество картонный пакет iCone который, при ближайшем рассмотрении, оказывается весьма похож на старый добрый Perga Pack (конечно, тогда еще не было закручивающихся пробок).

Круглое дно пакета, по уверению производителя, очень удобно для пользования в автомобилях, где имеется соответствующая подставка. Но, воистину, все новое – хорошо забытое старое.
Bowater Perga (1950 /1960 гг.) Поскольку компания Jagenberg поставляла машины и материалы, упаковка Perga Pack могла выпускаться и другими производителями. В верхней части английского варианта упаковки Perga Pack имелось запатентованное выдавливаемое отверстие для питья.

Pergabloc. Система Pergabloc, выпускавшаяся PKL, представляла собой предварительно собранный бумажный пакет, аналогичный классической упаковке Perga Pack. Запечатанный картонный пакет (с вариантами из полиэтилена) использовался для расфасовки всевозможных видов продукции выпускался небольшими партиями до 1990 г.

Tetra Pak представляет новую технологию
Система Tetra Pak. Основной принцип системы Tetra Pak, описанный в патентной заявке от 1944 г. Материал вытягивается из рулона, раскраивается и обертывается вокруг втулки для придания ему цилиндрической формы. Два края склеиваются. Цилиндр заполняется с помощью наливного патрубка, находящегося внутри втулки, поворачивается на 90 градусов, запечатывается по диагонали и отрезается.
В 1944 г. швед Рубен Раусинг запатентовал идею дешевого четырехгранного пакета, изготавливаемого из рулона (патент №. 131599). Эта идея родилась у Раусинга в результате изучения рынка, которое он проводил в период обучения в США в 1930-х годах. По мнению Раусинга, американские машины были слишком дорогими. В результате размышлений ему пришла в голову идея о том, чтобы формировать цилиндр из рулона картона с водонепроницаемым покрытием, спрессовывать его по краям и в конце запечатывать. В результате получался четырехгранный пакет, который привел к появлению фирменного наименования Tetra Pak в 1950 г. Компании Tetra Pak была учреждена в 1950 г. в качестве дочерней компании фирмы Akerlund & Pausing. Первые четырехгранные упаковки появились на шведском рынке в 1952 г.

Tetra classic. Четырехгранник является оригинальной формой упаковки Tetra Pak. Предлагается на рынке для расфасовки молока с 1952 г. Название компании происходит от слова «тетраэдр» (на греческом так называется трехгранная пирамида с четырьмя одинаковыми гранями). Именно такие пакеты отечественного производства много лет назад увидели советские покупатели.
Приверженность делу и большое упорство позволили Tetra Pak выдвинуть новые идеи и оформить право собственности на концепции расфасовочных машин, в результате чего новый упаковочный материал начал свой путь к глобальному успеху. За упаковкой в виде тетраэдра последовала прямоугольная – Tetra Brik, а затем и другие формы, такие как Tetra Rex, Tetra Top и Tetra Prisma, способствовавшие тому громадному прорыву, который был сделан компанией и в области производства пакетов для напитков в целом. В 1996 г. сын изобретателя Tetra Pak Рубена Раусинга продал свою долю в бизнесе фирме Tetra Laval за семь миллиардов долл. США и стал одним из самых богатых людей в мире.
Упаковка Tetra Rex (1963 г.), собиравшаяся из заготовки, была представлена в 1963 г. и представляет собой модификацию Pure Pak. С тех пор все ведущие компании поставляли на рынок такие системы.
«Blocpack» – это название, присвоенное компанией Papier + Klebstoffwerk Linnich (в настоящее время – SIG Combibloc) новой упаковке для молока в 1960-х годах. Уже в то время эта прямоугольная упаковка имела выдвижное наливное отверстие и изготавливалась из картона и полиэтилена. Размеры упаковки были рассчитаны с учетом ее укладки на европоддоны.
До создания компании Tetra Pak картон и готовая упаковка в основном герметизировались с использованием твердого парафина. Испытания, начатые в Чикаго компанией H.P. Smith примерно в 1940 г., и напряженные усилия Tetra Pak по разработке картона, покрытого полиэтиленом, принесли первые результаты в 1956 г. Сам картон представлял собой специально разработанный чистый шведский крафт-картон, обладавший высокой твердостью и проявлявший хорошие эксплуатационные свойства при придании ему различных форм. Это было достижением, которое породило новое поколение пакетов для молока, которые впоследствии были усовершенствованы за счет добавления слоя из алюминиевой фольги. Дополнительный тонкий слой алюминия значительно повышал качество запаковывания и герметичность. Эти разработки позволили расфасовывать новые виды продукции, такие как пастеризованное и сгущенное молоко, соки, соусы и вино, что чрезвычайно повысило спрос на картонные пакеты.
Рынки и объемы
В период до второй мировой войны рост производства картонных упаковок для жидких продуктов в США, а затем в Европе, был головокружительным. Согласно статистическим данным, количество проданных упаковок выросло с 84 млн. единиц в 1934 г. до более 4 млрд. в 1947 г. и около 12 млрд. в 1955 г. (доля рынка в размере 50%). Т.е. уже более 50 лет назад половина негазированных напитков продавалась в картонной упаковке.
В Германии за 1997 г. в пакетах типа «кирпич» было реализовано около 3,237 млрд. литров негазированных напитков (примерно 50%-ная доля рынка). В Европе ежедневное потребление пакетов для упаковки жидких продуктов составляет свыше 70 млн. единиц.
В странах ЕС безалкогольные напитки не могут продаваться в стеклянных емкостях, поэтому перспективы картонной упаковки остаются очень благоприятными.
Пакеты для напитков имеют самую большую долю рынка среди упаковок для жидких продуктов в категории негазированных напитков, а также демонстемпы роста. Эта упаковка поддается переработке, обеспечивает прекрасную защиту содержимого, ее поверхность хорошо подходит для нанесения первоклассной печати, и с точки зрения логистики она удобна в укладке и перегрузке.

 материал с сайта


Leave a Reply

%d bloggers like this:
Skip to toolbar