Конечно молочные бутылки были распространены в России и до 1917 г.  Например, в Музее истории и дизайна упаковки хранится стеклянная бутылка русского предпринимателя-молочника А. В. Чичкина с керамической пробкой на проволоке, с надписью: «Молочная Чичкина в Москве». Были и другие…

В СССР, до Великой отечественной войны,  стеклянные молочные бутылки были весьма редким явлением, в основном в крупных, «столичных» городах. Довоенные бутылки имели надпись: «Наркомпищепром СССР. Главмолоко» (есть в коллекции Музея упаковки).  Их стали более широко использовать лишь с 50-х гг. Но уже без надписи, и форма немного изменилась. При этом в одновременно в Москву из близлежащих деревень приезжали молочницы, которые с бидонами ходили по подъездам домов и разносили молоко.

Вместе с появившимися бутылками в молочных магазинах Москвы можно было купить и разливное молоко (в свою тару – бидон или 3-х литровую стеклянную банку).  Стеклянные молочные бутылки ёмкостью 0,5 л (ранее использовалась также бутылка ёмкостью в 1 л) использовались в СССР примерно до самого начала 90-х гг. XX в. Параметры таких бутылок определял ГОСТ 15844-80 «Тара стеклянная для молока и молочных продуктов».

В отличие от обычных бутылок, молочная — имела широкое горлышко и закупоривалась не пробкой или крышкой, а фольгой. При этом, как правило, на фольгу наносилась методом тиснения и вся информация о продукте и производителе, включая розничную цену. Конечный срок реализации молочного продукта обозначался как указанием конкретной даты, так и просто надписью с названием дня недели.

 

В литровых бутылках продавалось только молоко, а в пол-литровых и другие молочные продукты, при этом для быстрой ориентации использовалась фольга разного цвета:

Также существовали бутылки объёмом 0,2 л, в которые упаковывали:

Кроме того, в некоторых республиках СССР использовали другую систему маркировки молочных продуктов. Продукты типа «Виталакт» (детское питание) разливали в проградуированные бутылки ёмкостью 0,2 л. Так называемое «Можайское» молоко продавалось в закупоривавшихся металлической крышкой бутылках особого типа, напоминающих винные, ёмкостью 0,5 л.

Стандартная цена на 0,5-литровую бутылку молока и кефира нормальной жирности (3,2-3,5 %) в I ценовом поясе СССР составляла 28 коп., в том числе 15 коп., — залоговая цена бутылки; на литровую — 44 и 20 коп. соответственно.

В СССР молочная бутылка, как и любая стеклотара, имела залоговую стоимость (15 копеек, в некоторых регионах стоимость доходила до 30 копеек) и подлежала возврату в торговую сеть за плату. В отличие от майонезных банок бутылки из-под молочных продуктов принимались всегда (иногда непосредственно в молочных отделах магазинов, причем в обмен на соответствующее количество вновь приобретаемых молочных продуктов).

Перевозка молочных бутылок происходила в проволочных металлических ящиках (сетках).  Позднее стеклянную тару начали вытеснять бумажные треугольные пакеты типа Тетра пак (о том, как они появились в СССР – совсем другая история). Такой распечатанный бумажный пакет можно было поставить и молоко не проливалось. И удобно можно было пить молоко. Правда, иногда попадались пакеты, из которых молоко протекало. Во многих советских фильмах можно увидеть такую тару из под молока. Часто можно было наблюдать строителей, во время обеденного перерыва, которые пили молоко из такого треугольного бумажного пакета и ели батон хлеба.

 

Воспоминания очевидца

Молоко в Советском Союзе делалось из молока. В сметане была сметана, в кефире — кефир, а в масле — масло. А еще молоко прокисало. За 1-2 дня. И получалась простокваша.

За молоком ходил каждый школьник. После школы, мы очень часто шли незадолго до конца обеденного перерыва в гастроном или магазин «Молоко». Там, стояли среди других школьников, молодых мам с колясками и пенсионерами, ожидая, когда толстая продавщица в белом несвежем халате откроет двери магазина. Затем все устремлялись в по отделам.
В нашем городе, в обеденный перерыв в гастрономы, как правило, привозили свежие молоко, хлеб и некоторые другие продукты. Поэтому открывшийся после обеденного перерыва магазин зачастую позволял купить все, указанное родителями. Мало того — свежим.

Для молока и молочных продуктов это было более чем актуально. Ведь то молоко на самом деле очень быстро прокисало — за сутки. А если оно полдня или день до того простояло в магазине, вероятно того, что оно к утру, а то и к вечеру прокиснет, была высока.

Те, кто жил в СССР, до сих пор помнят те гастрономы. С несколькими отделами. Каждый отдел продавал свои группы продукции. Многие магазины были оборудованы универсальными кассами. В них нужно было. постояв в очереди, оплатить товар, назвав отдел, товар и цену на него — например — молочный, пол-литровая бутылка молока и баночка сметаны — 65 копеек. Кассир, на огромном кассовом аппарате выбивала чек, который нужно было вручить продавщице в отделе.  Для этого нужно было стать в очередь из таких же людей с чеками. Хуже было, если в отделе продавался весовой товар. Ведь сначала нужно было выстоять очередь — маленькую или большую для того, чтобы завесить необходимую порцию продукта (масла, творога или др.). Затем там тебе выписывали на кусочке бумаги вес и цену. Затем к кассе, там очередь, получить чек, и снова в очередь в отдел. Магазины поменьше такой системы не имели, и там все стояли просто в очередь в отдел…


Добавить комментарий

Перейти к верхней панели