В конце ноября прошлого года в павильоне «Рабочий и колхозница» в Москве открылась выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат», посвященная реформатору искусства XX в., создателю супрематизма Казимиру Малевичу (1879–1935). Эта выставка наглядно подтвердила тезис о том, что этот великий художник, как и многие другие, в те времена, в частности, занимался оформлением упаковки

Проект «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» поставил своей целью продемонстрировать разные грани творчества великого мастера, в том числе и те, что не совсем укладываются в уже укоренившиеся зрительские представления о личности и достижениях одного из знаковых художников прошлого столетия. На выставке показаны живописные и графические работы, представляющие все этапы творчества художника — от ранних произведений 1900-х гг., футуристических картин 1910-х и супрематических композиций, – до портретов начала 1930-х, когда Малевич после супрематизма вновь вернулся к фигуративному искусству.

Выставка иллюстрирует путь Малевича как художника, теоретика и культурного деятеля и раскрывает новые неожиданные аспекты его личной и творческой жизни. В художественной биографии великого авангардиста множество белых пятен было раскрыто под занавес ХХ и в начале XXI в. Именно тогда, считает куратор выставки А. Шатских, появились «сведения об интересе Малевича к прикладным искусствам до супрематизма. Документально подтвердилось, что именно им была создана побившая все рекорды долгожительства и популярности упаковка – флакон для одеколона «Северный», выпускавшийся с 1911 г. в Российской империи, затем в Советском Союзе, а в начале 1990-х гг. в Российской Федерации».

Друг и соратник авангардиста Иван Клюн вспоминал: «Наступила осень, у него не было пальто, а тут ему посулили заказную работу; он пришел ко мне и просил дать ему пальто, чтобы сходить эту работу получить…». В то трудное для Малевича время его поддерживал своими заказами Брокар (владелец известной московской парфюмерной фабрики, – ныне «Новая Заря». – Ред.). Именно здесь Казимир Малевич создает оригинальный фигурный и хорошо известный в СССР флакон в виде ледяной скалы и на ней белый медведь, а также этикетку для них.

Сын основателя знаменитой парфюмерной фирмы Александр Брокар коллекционировал произведения русских художников, приобретая их у современников (он был владельцем одной из ранних картин Малевича). Брокар заказывал художнику рисунки для этикеток и упаковок парфюмерных изделий. В числе заказов был и проект флакона для одеколона…

В конце 1900-х – начале 1910-х гг. продвижение исследователей-путешественников к Северному полюсу привлекало огромное общественное внимание. Именно этот жгучий интерес к экзотическим краям продиктовал образный строй проекта Малевича.

В книге «Русская парфюмерия» ее автор – Веньямин Кожаринов – дал краткое описание метода изготовления «морозного стекла», иначе именуемого «кракле» или «кракелюром» (от французского Craquele – потрескавшийся, трещинки, кракелюры, узор). Именно этим методом изготоавликали флаконы для одеколона «Северный». Такие флаконы насыщены мелкими трещинками, внешне похожими на морозные узоры. Процесс изготовления заключается в том, что заготовку горячего стекла (пульку) помещают в холодную воду. Потом стекло вновь нагревают и выдувают из него флаконы. Другой способ производства «морозного» стекла состоит во вращении горячей пульки в массе мельчайшего стеклянного порошка, который к пульке прилипает. В третьем случае, пульку посыпают мокрым песком или прокатывают в мокрых же опилках. Ввиду такой сложной технологии изделия в стиле кракле стоят дороже, чем обычные стеклянные флаконы.

Техника кракле известна с XVI в. И именно таким способом по заказу фабрики Брокара на Никольско-Бахметьевском заводе под Пензой изготавливались флаконы для одеколона «Северный» в начале ХХ в.

Этот одеколон в оригинальной упаковке поступил в продажу осенью 1911 г. Малевич был также автором рекламного объявления, помещенного в ряде газет. Одеколон «Северный» благодаря эффектному флакону, представлявшему собой, по сути, малую скульптуру, пользовался неожиданной популярностью на протяжении всего ХХ в.

После Октябрьского переворота 1917 г. фабрика «Товарищество Брокар и Ко» была национализирована и стала Государственным мыловаренным заводом № 5, подчинявшимся Государственному тресту «Жиркость» (ТЖ). Завод ТЖ № 5 продолжал выпускать некоторые позиции былого парфюмерного ассортимента. Популярный одеколон «Северный» был в их числе. Флаконы маркировались в эти времена буквами «ТЖ». В конце 1922 г. ТЖ № 5 стал Государственным мыльно-парфюмерным заводом «Новая Заря».

Флакон пережил трансформацию в конце 20-х гг.: исчезли буквы «ТЖ» на донышке, кракелюры имитировались прессом, притертая пробка была заменена на накручивающуюся латунную, а затем – на пластмассовую. На выставке, в павильоне «Рабочий и колхозница» было представлено 9 флаконов, выпускавшихся в 50–90-е гг. ХХ в. Интересно, что в сопроводительной подписи к наиболее старому флакону – современнику К. Малевича, выставленному особняком, сообщается: «Стекло с кракелюрами, маркировка буквами «ТЖ» на донышке сосуда. Притертая внутренняя стеклянная пробка… Частное собрание США». Нет пророка в своем Отечестве!!! Тем не менее, подобный флакон бережно хранится в коллекции московского Музея упаковки.


Leave a Reply

%d bloggers like this:
Skip to toolbar