Специально к выставочному проекту «Французские парфюмеры в Москве в конце XIX – начале ХХ века» (05.09.2018 – 31.03.2019, Москва, Люблино, дворец Н. А. Дурасова), сотрудники редакции журнала «Тара и упаковка» подготовили коллекцию образцов упаковок и этикеток из архива Музея упаковки. В ходе работы, на нескольких оригиналах пробных оттисков упаковок для мыла московских фирм «Брокар» (ныне фабрика «Новая Заря») и «Ралле» (ныне — «Свобода»), отпечатанных в типографии братьев Менерт (Москва) была обнаружена слегка затертая, загадочная надпись, сделанная простым карандашом: «Оригинал художника Клейн привезен из Германии»…
Немецкая художница-иллюстратор Катарина Кляйн (Catharina Klain), специализировавшаяся на цветочных и фруктовых натюрмортах и изображении птиц и насекомых считалась «королевой почтовых открыток» в Германии в конце XIX — начале ХХ в.
Катарина родилась в 1861 г. в городке Прейсиш-Эйлау в Восточной Пруссии (в 1946 г. он вошел в состав СССР и был переименован в город Багратионовск Калининградской обл.).
На момент рождения художницы в городке проживало не более, чем 3500 жителей, которые занимались в основном сельским хозяйством. Поэтому исследователи считают, что интерес к цветам и фруктам возник у Катарины в детстве, поскольку она была хорошо знакома с сельской жизнью.
Затем она переехала в Берлин и поступила в художественное училище (аналог ПТУ), где обучалась искусству рисования в разных техниках (гуашь, акварель, масло). Учредителями подобных ремесленных училищ в Германии были общины и промышленные союзы. В 1876 г. правительство открыло около 15 промышленных училищ в главных городах страны. Важнейшим для ремесленника считалось умение рисовать, а при обучении рисованию главным считалась прикладная часть.
Окончив училище, Катарина начала карьеру профессионального художника. Она упорно работала, активно участвовала в художественных выставках и к тридцати годам не только стала модной художницей в среде немецкого дворянства, но и прославилась как одна из самых известных «рисовальщиц цветов и фруктов».
Свои самые лучшие работы Катарина Кляйн создала в период с 1890 по 1906 гг. В это время она была на пике популярности, ее картины произвели фурор на художественной выставке в Чикаго (1893 г.). Работы художницы были очень востребованы. Именно в этот период российские предприниматели французского происхождения и заказали ей рисунки, для оформления упаковки.
Тем не менее, многие относилась к ее творчеству весьма скептически, считая исключительно коммерческим художником (некий аналог современного дизайнера-оформителя). Основной выставочной площадкой для Катарин стали не художественные галереи, а несколько крупных издательств Германии, Англии и Швейцарии. Именно благодаря растиражированным ими открыткам, закладкам, альбомам и календарям, она стала самой популярной немецкой художницей — флористкой конца XIX — начала XX вв.
Кроме художественной привлекательности, которую так активно эксплуатировали издательства, акварели Катарин приобрели со временем еще и некоторую научную ценность. Дело в том, что художница всегда писала картины только с натуры, благодаря чему на рисунках сохранилось достоверное ботаническое изображение не только существующих сортов ягод, фруктов и цветов, но тех, что уже утрачены или встречаются крайне редко.
Раритетной считается коллекция 26 букв алфавита, увитых цветами, кроме того, как пишут источники, только совсем недавно была найдена буква «Z». Уже в наше время алфавит Кляйн был переиздан крупнейшим издательством поздравительных открыток братьев Халл «Hallmark Cards».
В 1998 г. издательство «Semicolon» опубликовало книгу Дона Барнарда «Катарина Кляйн: Каталог открыток». В нее вошли около 2300 изображений изданных 75 (!) издательскими компаниями в разных странах Европы. Самые большие тиражи открыток с лучшими рисунками Кляйн выпустило издательство «Мейснер и Бух» (Meissner & Buch) в Лейпциге. Издательство использовало очень качественную бумагу и краски, поэтому многие открытки, которым более ста лет, находятся в отличном состоянии.
Художница была «кормилицей» этого издательства, как пишут историки, его «звездой», поскольку открытки с рисунками Кляйн составляли 20 % от общего объема издаваемой продукции, к тому же, в издательстве «Мейснер и Бух» было напечатано около тысячи работ художницы, что составляет почти половину всего ее творческого наследия.
Умерла Катарина Кляйн в Берлине, где и была похоронена в 1929 г.
Оригинальных картин художницы существует очень мало. Все дело в том, что продавая рисунок издательствам, художница отдавала оригинал в производство, после чего работа хранилась в архивах издательств. Многие склады издательств в Лондоне, Берлине и Лейпциге были уничтожены при бомбежках во время Второй мировой войны, а в Москве – в процессе октябрьского переворота 1917 г., последующих гражданской войны и репрессий.
Большинство работ сейчас можно увидеть только в виде почтовых открыток, календарей и рекламных плакатов, благодаря коллекционерам. Да и многие оригинальные работы Кляйн разошлись по частным коллекциям, но многие до сих пор не идентифицированы. А теперь почитатели таланта художницы могут познакомиться с рисунками, которые она сделала по заказу российских парфюмерных компаний, владельцами которых были обрусевшие французы — на выставке «Французские парфюмеры в Москве в конце XIX – начале ХХ века».
Пробные оттиски упаковок для мыла российской фирмы Брокар и Ко. (ныне ф-ка «Новая Заря»), выполненных по рисунку Катарины Кляйн
Пробный ооттиск упаковки для мыла фирмы Ралле (ныне ф-ка «Свобода», Москва)
В России работы Катарин известны лишь коллекционерам. Зато, теперь мы знаем, что ее рисунки использовались для оформления русской упаковки, образцы которой хранятся в Музее упаковки! А оригиналы этих рисунков, возможно, еще хранятся в типографии (бывшей литографии Братьев Менерт — теперь картографическая типография, на ул. Большая полянка, д.9).
Игорь Смиренный,
Директор Музея упаковки,
Главный редактор журнала
«Тара и упаковка»
8 (916) 672-47-85, e-mail: ismiren@mail.ru