Тема диссертации Ольги Дедик – “Графический дизайн упаковки потребительских товаров Великобритании XIX – середины ХХ вв.”. В процессе подготовки статьи она несколько раз побывала в лондонском Музее упаковки и рекламы и познакомилась с его организатором Робертом Оупи. Наш журнал уже писал об этом Музее и о его создателе несколько лет назад. Позднее главный редактор познакомился с Робертом Оупи в Лондоне?

В Лондоне в районе Ноттинг Хилл находится частный “Музей рекламы и упаковки”. Коллекция Музея – это результат собирательства Роберта Оупи, “историка быта”, как он себя называет. Его уникальная коллекция насчитывает более 500 тыс. единиц, связанных с историей Великобритании. В музее представлено около 12 тыс. единиц. Экспозиция Музея – это обозрение британского образа жизни за почти 200-летний период, отражающее те перемены в обществе, которые произошли в результате промышленной революции.

С 1984 г. до конца 90-х гг. прошлого века Музей, работал в г. Глостере. А в 2005 г. он открылся в Лондоне.

Музей располагается в большом зале, разделенном перегородками так, что получается своеобразный извилистый лабиринт, освещенный тусклым светом. Входишь в этот лабиринт, и как будто оказываешься в старомодном огромном чулане с полками, заставленными книгами, картинками, соблазнительными баночками, старинными бутылками и коробками в застекленных шкафах. Двигаясь по коридору, посетитель постепенно перемещается из прошлого в настоящее. Коллекция Музея представляет предметы, относящиеся к периоду с середины XIX в. до начала XXI в. На специальных стендах дается краткая характеристика каждого десятилетия с перечнем основных событий, повлиявших на моду и дизайн упаковки в Великобритании.

Через экспонаты прослеживается влияние развития промышленности и технологии на перемены в быту британцев. Некоторые предметы быта, кухонные и бытовые приборы, швейные машинки, фотоаппараты, радио- и телеприемники также нашли свое место в коллекции, в качестве сопутствующей атрибутики.

Здесь же можно прослушать и посмотреть блок телевизионных рекламных роликов. Экскурсии проводят не только сотрудники Музея, но часто и сам его владелец. В результате посещения Музея у любого посетителя возникает ностальгическая грусть и радость встречи со знакомыми с детства упаковками и предметами. Собственные воспоминания посетителей заставляют их ощутить себя частью истории.

Начало коллекции было положено в 1963 г., когда Роберту было 16 лет, с пакета шоколадных конфет с начинкой из карамели и печенья под названием Munchies. Он вдруг подумал, что упаковка продуктов отражает образ повседневной жизни людей намного лучше, чем драгоценные предметы, которые часто показывают в музеях и на выставках. Так упаковка продовольственных товаров стала основой его коллекции и составляет основную часть экспозиции.

Роберт так увлекся собирательством, что ему захотелось узнать о происхождении и истории тех или иных торговых марок, развитии торговли. Теперь он уже собирал не только различные образцы бутылок, банок, этикеток, торговых знаков, но и сведения, информацию о производителях, различные рекламные материалы. В 1970-х он заинтересовался и более старыми предметами, например, XVIII-го века.

В 1975 г., в музее Виктории и Альберта в Лондоне была устроена выставка из собрания Роберта Оупи, что было явным доказательством не только количества, но и ценности собранного материала. Выставка под названием “Время упаковки. Век заворачивания” (“The Pack Age; A Century of Wrapping It Up”) имела успех, вызвала благоприятные отклики в прессе. Это и побудило Роберта к созданию в 1984 г. собственного музея.

Оупи разыскивает старинные образцы упаковки у дилеров и на антикварных аукционах, ярмарках и барахолках, приобретает появляющиеся продукты в супермаркетах. Газета “The Independent” назвала Оупи “ведущим сборщиком мусора” и “археологом супермаркетов”. До появления Музея все вещи были втиснуты в одну комнату в его доме, в Лондоне. Как Плюшкин, тащит он все найденные, купленные и подаренные предметы домой.

Бросив работу, с 1983г. он сконцентрировался на своей коллекции и основал Центр, который давно планировал как “Дворец продуктов” – не просто музей, а настоящий образовательный центр с конференц-залом, и художественной студией для детей.

Упаковка продуктов, товаров для дома и игрушек, представленных в экспозиции Музея, представляет собой уникальный материал для исследования развития полиграфии и графики в Британской индустрии упаковки. В коллекции отражается развитие дизайна, приемов печати и способов оформления, технологий производства банок, бутылок, коробок, этикеток. Представлена печатная продукция одноразового пользования – рекламные листки и афиши, открытки и брошюры. В XIX в. в торговле еще не было единых стандартов и требований к оформлению упаковки, ярлыков, этикеток. Период конца XIX – начала XX вв. характеризуется яркой, красочной упаковкой и рекламой, афишами и различной одноразовой полиграфической продукцией, отражающей черты “золотого периода” во всей прикладной графике.

Экспозиция музея десятилетие за десятилетием раскрывает разные стороны жизни британского общества – игрушки и игры, путешествия и транспорт, отдых и развлечения, комиксы, журналы и газеты, сувениры и представляет не только рассказ о дизайне и моде, но и всей структуре общества и преходящей природе повседневной жизни. Плакаты, открытки, каталоги, газеты, журналы, представленные в экспозиции, в свое время посвящались Всемирной выставке 1851г., Французско-Британской выставке 1908г. в Лондоне, выставке Британской империи 1925 г. в Уэмбли, Фестивалю Британии 1951 г.

Многие парфюмерные и пищевые продукты впервые были разработаны в лабораториях аптек. Ранние экспонаты представляют собой керамические баночки и картонные коробочки с названиями содержащихся в них парфюмерных изделий или лекарственных средств, этикетки украшенные цветами и женскими образами.

В начале ХХ века англичане увлекались гольфом, пинг-понгом и велосипедом, в это время появляется радио, на смену лошадям приходят автомобили. Технический прогресс и перемены в обществе находят свое отражение на упаковках товаров, на этикетках и рекламных плакатах. В 29-е годы прошлого столетия сильным толчком для разработки и оформления тары и упаковки послужило развитие транспорта, расширение внутреннего рынка и международных связей. Это также нашло свое отражение в экспозиции музея.

Свидетельством начала продажи товаров по почте является представленный в коллекции каталог универмага Гамаджиз (Gamages)* эпохи Эдуарда VII под названием “Друг слуги”. Это сборник, посвященный домашним полиролям, чистящим средствам и другим продуктам, используемым в начале XX в. Такие названия, как “Зебоз Грей Полиш” (Zebo`s grate polish) и Оакиз Блэк Лид” (Oakey`s black lead) вызывают в памяти британцев то время, когда чистка камина, – части интерьера каждого дома, составляла многие часы тяжелого труда. В коллекции представлено много упаковок для моющих средств и шампуней известных торговых марок. Многие из них и по сей день пользуются огромной популярностью и пришли сегодня на российский рынок.

Банки и бутылки для шампуней и туалетной воды служили украшением для ванных комнат. В коллекции имеются сосуды из Дрезденского фарфора для продажи лавандовой туалетной воды компании Ярдли (Yardley)** 1910 г. Очень популярными становятся французское мыло “Кадум” (Сadum) и “Камей”(Camey). Для мужчин выпускается помада для волос “Брилкрим” (1928 г.).

30-е годы характеризует увлечение стилем “арт деко”, военные 40-е – необычайный энтузиазм и строжайшая экономия, выраженная в сокращении рациона и экономии упаковочных материалов. Упаковки, этикетки, афиши и открытки повествуют об увлечении рок-н-роллом в 50-х.

Экспозиция продуктов потребления проходит на фоне социально значимых событий и перемен в обществе. Свадьбе нынешней королевы Елизаветы II и герцога Эдинбургского Филиппа (1947 г.), затем ее коронации (1952 г.) посвящается большой стенд, где представлены юбилейные упаковки конфет и печенья, сувенирная и рекламная продукция, посвященная этому событию. Подобные стенды посвящены другим царствующим особам, а также событиям, связанным с жизнью Принцессы Дианы.

Форма, материалы, графическое оформление упаковки отображают высокий подъем патриотизма, введение жесткого режима экономии пищевых продуктов, экономии бумаги, краски, металла в годы Первой и Второй мировых войн. Все продуктовые и кондитерские компании совершенствуют свои технологии, увеличивают калорийность важных для солдата продуктов – консервов, бульонных кубиков, порошков и паст. Торговые марки “Боврил” (Bovril), “Оксо” (Oxo), “Бисто” (Bisto) “Уормайт” (Warmite), шоколада “Кэдбери”, шоколадных батончиков “Марс” сегодня стали настоящими брендами.

В 1960-е на первый план вышла поп-культура, хиппи, битломания. Этикетки, упаковки с портретами популярных исполнителей вы увидите среди экспонатов музея. О популярности йогурта в 60-е годы свидетельствует коллекция из более 5 тыс. упаковок для этого молочного продукта.

Некоторые предметы Музей периодически представляет на телевидение и в кино (в экспозиции выставлена лишь незначительная часть экспонатов). Упаковки из Музея даже “играли” главные роли в таких хитах, как телесериал “Возвращение в Брайдсхэд” (Brideshead Revisited), ситуационной комедии (ситкоме) “Хай-деХай” (Hi-de-Hi) и даже в шоу Кенни Эверетта.

Британские газеты не раз писали о “Дворце продуктов” Роберта Оупи и давали ему разные определения: “Животрепещущий” – Mail on Sunday, “История жизни общества в Британии” – Daily Express, “Удивительная летопись” – Financial Times, “Озвучивание социальных наклонностей” – The Guardian, “Яркий парад логотипов и слоганов” – The Independent, “Ошеломляющее воздействие на посетителей и притягательность очевидны” – Daily Telegraph.

* Известный универмаг в центре Лондона, закрывшийся в 1970 г. Был известен своими продажами по почте с использованием каталогов, игрушками и красиво упакованными подарками.

** Британская парфюмерная компания, существует с 1770 г.

По материалам журнала “Тара и упаковка”

 

Categories: Uncategorized

Leave a Reply

%d bloggers like this:
Skip to toolbar