(О художниках-оформителях  комбината «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ»)

Комбинат «Продоформление» (позже «Союзпродоформление»), был основан вскоре после   Великой Отечественной войны при Министерстве пищевой  промышленности СССР и призван был выполнять все работы по созданию художественных оригиналов упаковок,  этикеток и рекламы для предприятий пищевой индустрии, напитков и парфюмерии. Статья подготовлена по материалам журнала «Тара и упаковка».

К сожалению, в начале 90-х гг. в ходе дикой приватизации, практически все документы и материалы комбината были безжалостно уничтожены. В этой связи, редакция журнала обращается ко всем, работал на комбинате «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ» и их родственникам, а также к тем, кто был так или иначе связан с работой комбината, с просьбой предоставить копии сохранившихся в домашних архивах документов, фотографий и других материалов — редакции журнала «Тара и упаковка»

 

Художники комбината «ПРОДОФОРМЛЕНИЕ» (начало 50-х гг.). На первом плане, слева на право: В.А. Яковлев, В.И. Щукинская, А.П. Андреади, С.С. Сахаров, А.С. Ступин и др.

 

ШКОЛА ТАЛАНТОВ

Уже в 50-е годы на комбинате  «Продоформление»  сложился достаточно большой и сплоченный коллектив художников-оформителей — со своими  лидерами и традициями. Особенно тогда выделялась семейная пара – Д. В. Яновский и А. А. Фокина. Они прославились оформлением дагестанских коньяков и вин. В то время они, по существу, создали фирменный стиль «ДАНВИНО» — лицо объединения. Их этикетки и сувенирные коробки и рекламные плакаты  отличались точностью композиции и строгой подчиненностью всех элементов  единому замыслу. Все работы были пронизаны колоритом Дагестана, Впоследствии Д.В. Яновскому и А.А. Фокиной было присвоено звание заслуженных деятелей искусств ДАССР.

Обращали на себя внимание  такие художники, как  Александр Андреади, Валентина Щукинская и Владимир Волков. Все, что делалось их руками, было верхом совершенства. Необходимо отметить, что в те времена все эскизы и оригиналы выполняли вручную — компьютерной техники тогда не было! Так вот эти художники владели таким мастерством, что каждая работа была настоящим произведением высокого искусства.

 

Свидетельство, выданное В. Щукинской в апреле 1940 г.

 

Этикетка для свиной тушенки, выполненная художником-оформителем комбината «ПРОДОФОРМЛЕНИЕ» В. Щукинской (оригинал хранится в редакции журнала «Тара и упаковка»)

 

 

Слева — обложка буклета выставки работ художника-оформителя Александра  Андреади, прошедшая в 1958 г., в конференц-зале Союза художников СССР. Справа, выполненный им рекламный модуль отечественного чая из каталога «Чай» (1956 г.)

 

Фрагмент буклета выставки работ А. Андреади

 

Интересным художников был В.А. Яковлев. Это был великий труженик. Он успевал к любому сроку сделать любую работу. Хоть за одну ночь. В то время молодыми художниками комбината его работы воспринимались слишком традиционными, а порой и вчерашним днем. Яковлев спокойно и внимательно выслушивал любую критику в свой адрес на художественных советах и даже старался «осовременить» свои работы. Но его этикетки всегда охотно принимались предприятиями к производству. 

Яковлев, между прочим, автор хорошо известной во всем мире этикетки для водки «Столичная» (с видом гостиницы «Москва») и огромного количества жестяных банок и коробок для печенья.  Он сделал огромное количество упаковок для чая и сигарет. Многие еще помнят сигареты «Столичные», «Дымок», «Краснопресненские», и многие другие работы.

Когда Яковлев отмечал свое 60-летие, библиотека Н.А. Некрасова организовала его персональную выставку, которая наглядно показала, как много сделал этот талантливый художник.

Сразу после окончания института на комбинат пришли работать три художницы: Валентина Коняева, Тамара Лапотникова и Сталина Чумина. Вся их жизнь прошла в стенах комбината. Они упорно осваивали нелегкую профессию художника-промграфика и великолепно овладели спецификой упаковки для кондитерской промышленности. Их коробки и фантики – настоящие шедевры прикладного искусства. Эту бригаду сотрудники любовно называли «три богатыря».

Художники-оформители комбината «ПРОДОФОРМЛЕНИЕ»:

В. Коняева, Т. Лапотникова и С. Чумина

 

Настоящим самородком комбината был Андрей Куртенко. У него была узкая специализация. Он был знатоком особенностей и характерных признаков любых сортов  овощей, фруктов и ягод. В совершенстве знал, на каком плоде должны быть какие пятнышки, крапинки, ворсинки, какие у них должны быть листики и цветочки.

Кроме того, Андрей обладал уникальной техникой живописи тушью. На лист ватмана (обязательно ручной отливки) наносился легкий, безупречный рисунок. Затем кистью на влажный лист несколькими локальными мазками – краска.  Все это колонковой

Работы Андрея Куртенко

(обязательно китайской) кистью короткими и быстрыми движениями размазывалось. Иногда тут же вносились некоторые уточнения, ставились блики. И все! Через несколько минут лист высыхал и превращался в шедевр.

В точности передачи цвета, света и рисунка на этикетках с Куртенко не мог соперничать ни один фотообъектив. Не зря американцы, когда рухнул «железный занавес», пригласили его для работы над одним из каталогов.

Обложка каталога «ПИВО И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ» (1957 г.)

 

ОТ «ПРОДОФОРМЛЕНИЯ» К «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЮ»

К середине 60-х годов в СССР произошли большие политические и экономические изменения. Стали они ощутимы и в художественно-оформительской жизни. Комбинат получил новое название – «Союзпродоформление». При этом руководство очень тепло и доброжелательно отнеслось к новичкам, особенно к молодым художникам.

 Директором комбината и председателем художественного совета в тот период был Иван Дмитриевич Воинов. Именно он решился на радикальные меры — распахнуть двери комбината для энергичных, перспективных молодых художников и резко поменять состав художественного совета. Пришли молодые, но уже зрелые плакатисты Марк Левин, Владимир Тройников, Евгений Сенин, Альберт Неровный, Евгений Сумнительный, Владимир Соловьев, Юрий Эдемский, Вячеслав Васильев, Вячеслав Ладыгин и др.

Свежие силы были введены и в художественный совет. В результате повысились требования к композиции, шрифтам, да и общая художественная культура выполняемых оригиналов. Они стали технологичнее для полиграфии.

Многие старые художники, кто быстрее, кто медленнее, подстраивались под новые требования. А кому-то пришлось оставить комбинат.

 

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА

Обычно работа на комбинате выполнялась художниками индивидуально. Однако для выполнения больших и срочных объемов в оперативном порядке создавались небольшие бригады. Так, в 1966 г. группе художников комбината (М. Левин, В Сенновский и В. Тройников) целый месяц пришлось работать в Ташкенте. Они подготовили большое количество художественных оригиналов упаковочной и этикеточной продукции для пищевой промышленности Узбекистана. Окончание этой работы совпало с открытием Республиканской выставки достижений народного хозяйства, и их работы с успехом там демонстрировались.

Летом 1967 г. на комбинате образовалось новое творческое содружество – «Три С»: Сенин, Сенновский и Соловьев. Им, в частности, предстояло работать для виноделов Азербайджана. Объем работы был большой, трудоемкий.  Требовались значительные этнографические знания. Для знакомства с местным материалом группа вылетела в Баку. Оттуда поехали в Кировабад…  Практически проехали через всю республику – делали зарисовки, писали этюды, фотографировали. Впечатлений была масса. Привезли замечательный материал, обогатились новыми впечатлениями.

Вот так создавались упаковки, этикетки и рекламная атрибутика в те времена! Так работали многие художники комбината.

 

МОЗГОВОЙ ЦЕНТР

Всю эту грандиозную организационно-творческую работу придумывал, разрабатывал и направлял директор комбината И. Д. Воинов вместе с «мозговым центром» (как он любил это называть). «Мозговой центр» состоял из наиболее инициативных художников комбината. Он не имел постоянного состава, здесь не проводилось «заседаний», тем более не велось протоколов. Просто Иван Дмитриевич приглашал художников к себе в кабинет, и здесь рождались конкретные планы, появлялись перспективные идеи. Так, например, родилась идея поездки на Дальний Восток и Сахалин,

По итогам в Грузии комбинат получил заказ на изготовление этикеток для грузинских вин и коньяков. С этим заказом успешно справился художник Евгений  Яцкевич.

 

Несколько работ художников комбината «Союзапродоформление»

из архива журнала «Тара и упаковка»

 

Шло время. На комбинат пришли молодые талантливые ребята: Георгий Раковский, Евгений Сапунов, Юрий Спиридонов, Борис Родионов, Анатолий Октябрьский и др.

Евгений Сенин , Евгений Сапунов , Кирилл Суханов, Вячеслав Ладыгин

О работе этих и многих других художников комбината рассказывалось на страницах

журнала «Тара и упаковка»

 

Продукция комбината «Союзпродоформление» в новом, значительно улучшенном качестве постепенно проникала во все уголки Советского Союза. Ею были обеспечены практически все пищевые комбинаты страны.

На этом фоне оформление винодельческой продукции Молдавии выглядело весьма  устарелым и архаичным. В свое время практически все вина Молдавии оформил старейший художник комбината Николай Мартынов. Однако требования, предъявляемые к этикеткам и упаковкам, резко возросли. Уже никого не удовлетворяли наивные композиции и самодеятельные шрифты Мартынова. Готовился проект обновления всего оформления продукции «Молдвинпрома». В этой работе принимали участие В. Акопов, Е. Сенин и В. Щукинская и В. Сенновский.

В частности, Акопову удалось сделать блестящую серию этикеток для молдавских хересов. Она была удостоена первой премии на всесоюзном конкурсе.  Щукинская  и. Волков сделали  этикетки для молдавских вермутов, Сенновский —  сувенирные коробки  и рекламные календари. Позже к работе над этикетками для молдавских вин и коньяков подключился Евгений Сапунов. Он сделал огромное количество великолепных этикеток.

Комбинатом «Союзпродоформление» оформлялись и парфюмерно-косметические товары. В этой области особенных успехов добились В. Дьяков, И. Жукова и Б. Родионов.

 

КОРОЛЬ УМЕР. ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!

В 80-е годы на комбинат пришло много новых молодых и талантливых художников. Среди них Кирилл Суханов, Валерий Сухарев, Виталий Сайкин, Сергей Логвинов, Станислав Вериченко, Лиля Раковская, Татьяна Кислинская, Андрей Давыдов,  Андрей Сечин и др. Некоторые из  них успешно работают и сегодня.

В заключении следует сказать, что комбинат «Союзпродоформление» воспитал плеяду замечательных, талантливых и уникальных художников. Конечно тогда, в 50 – 80-е годы они не знали компьютерной техники и все создавали своими собственными руками. Многие из них создали лицо комбината, создали уникальный «советский стиль» оформления упаковочной и этикеточной продукции, определили развитие этой отрасли на несколько   десятилетий вперед. 

В начале 90-х гг. ХХ века, к сожалению, комбинат «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ» закончил свое существование.  Многие художники-оформители – ушли из жизни, Другие – глубоко на пенсию, правда некоторые (Стас Вериченко, Анатолий Октябрьский и др.) продолжают эффективно работать.

На смену художникам комбината пришли молодые «дизайнеры», владеющие современной компьютерной техникой и активно использующие «заготовки» из Интернета, но зачастую – не умеющие даже рисовать и, увы, не обладающие творческими наклонностями …

При перепечатке этой статьи или ее фрагментов, ссылка на журнал «Тара и упаковка» или Музей упаковки — обязательна

 

  


Добавить комментарий

Перейти к верхней панели