Ольга Скворцова (WIP)

 

Каждый знает, что не стоит класть все яйца в одну корзину. Однако если эта корзина из алюминия или гофрокартона, история с их сохранностью может закончиться совсем по-другому. Ведь для гуру упаковка для яиц может быть подобна тончайшему китайскому фарфору. Легендарная яичная хрупкость заставляет дизайнеров и конструкторов в первую очередь думать о надёжности той самой «корзины», и только потом – о её красоте. Значит ли это, что как бы ни развивались упаковочные технологии, нас всегда будут окружать бесформенные картонные кассеты, обёрнутые в плёнку? Вовсе нет. Всем, кто интересуется историей и дизайном упаковки, расскажем, как создаются и эволюционируют «яичные доспехи»

История развития и первая упаковка для яиц

Яйцо – невероятно хрупкий продукт, который, тем не менее, стоит в первых рядах народного потребления. Именно поэтому вопрос о надёжной, компактной и удобной упаковке для яиц всегда был во главе угла. Учитывая одну из двух бед нашей страны – дороги, – перевозка яиц на большие расстояния долгое время была невозможной из-за больших потерь продукта по пути. Еще в начале ХХ века яйца хранились и перевозились в соломе, деревянной стружке, опилках и даже в растопленном сале.

На фоне подобных архаичных ухищрений яичный лоток из целлюлозных волокон стал настоящим открытием. Мартин Киз – человек, который навсегда останется в истории как изобретатель известной нам сегодня литой тары. Первые эксперименты были крайне неудачными – американец старался спрессовать паром цельное дерево, чтобы создать лоток. В тот момент, когда ему пришло в голову использовать не цельное дерево, а деревянные опилки, свершилось чудо: податливый материал без особых усилий принял нужную форму и сохранил её. Так в тридцатые годы прошлого века мы получили яичную упаковку в том виде, в котором знаем её и сегодня.

В Советском Союзе литая тара из целлюлозных волокон появилась намного позже, только в 70-е гг. ХХ в. вместе с принятием «Всесоюзной программы развития и становления птицеводства».

Так как в СССР в то время не было возможности производить тару самостоятельно, а без надёжного и недорогого решения вся программа развития была бы обречена на провал, было решено обратиться к датчанам, знающим толк в упаковочном деле. На протяжении долгих 20 лет у Советского Союза было налажено прочное сотрудничество с датской компанией Hartmann. Машины и технологии этого бренда и по сей день полностью отвечают современным потребностям и ожиданиям будущего, а Hartmann остаётся лидером мирового рынка в области разработки, проектирования и внедрения технологии производства упаковки из формованного бумажного волокна.

Закупив полтора десятка формовочных машин, позволяющих наладить производство отечественной тары для яиц,  Советский Союз продолжил сотрудничество с Данией, поскольку стремился создавать продукцию, не уступающую по качеству зарубежной. Переход же на рыночную модель управления оборвал все выстроенные связи: предприятия начали конкурировать, прекратился обмен знаниями и технологиями. В начале 2000-х годов возродились многие птицефабрики СНГ, а с увеличением производства появилась и острая нехватка транспортировочной тары.

Из-за тех геополитических изменений, которые пережила наша страна и о которых все хорошо знают, датские вакуум-формовочные машины перешли во владение частных предприятий, зачастую не умеющих ими пользоваться.

Технологическая грамотность персонала оказалась практически на нуле, соответственно, и качество производимой тары резко снизилось. Сегодня мы всё ещё можем наблюдать результаты этих событий – разница между отечественными и импортными лотками для яиц явно бросается в глаза.

Береги курицу, что несёт золотые яйца

Яйцо относится к тем товарам, продажи которых невозможно увеличить за счёт повышения качества продукта. По этой же причине конкуренция компаний, поставляющих яйца, ведётся вокруг упаковки, логистики и рекламных ходов. Хорошим примером стал кейс компании «Лето», которая упростила логистику на многих этапах и повысила продажи, всего лишь проработав упаковку.

Ею стал массовый шоу-бокс, выполненный в одном стиле для трёх типоразмеров потребительской тары (по 10, 15 и 20 яиц). Кроме того, это решение позволило повысить узнаваемость бренда, упростить процесс заказа и существенно сократить время на раскладку товара: продукция выставляется в торговых точках непосредственно в коробках, которые формируются в полки и образуют фирменный стенд продукции бренда.

По тому же пути содружества упаковки с прилавком пошли создатели испанской торговой марки Eggara. Как и сама конструкция яичного домика, так и дизайнерская деревянная полочка, разрисованная в технике граффити, привлекут внимание покупателя своим утончённым симбиозом.

А если полка не индивидуальная, а стандартно массовая? Как выделить на полке такой банальный товар, как яйцо, чтобы быть замеченным? В поисках ответов на эти вопросы, современные российские и зарубежные дизайнеры, работающие над яичной тарой, как всегда щедры на концепты. Рассмотрим самые уникальные из них.

Из алюминия…(!?)

Концептуальный кейс из алюминия The Egg Guardian, который может быть использован несколько раз, – это не просто очередное экологическое решение. Блестящий аккуратный ящичек восхитит даже людей, предельно далеких от экологии. Прочный и гибкий материал надёжно защищает хрупкий продукт, а простая и компактная многоразовая конструкция не займет много места в холодильнике. Этот проект был основан на исследованиях, собранных по теме «ответственной упаковки» пищевых продуктов. Поскольку кейс для яиц Guardian изобретён во имя уменьшения отходов и подразумевает многократное использование, он складывается в плоскую форму, так что покупатель может легко взять его в магазин, раскрыть и заполнить необходимым количеством яиц.

А что если попробовать мыслить в буквальном смысле out of the box, как португальский дизайнер под ником Nuno? Он предложил использовать для яиц инновационный алюминиевый каркас ещё в 2012 г. Сохранить, транспортировать и даже сварить яйцо, не освобождая из оков упаковки, – как вам такое решение? И кстати, такая упаковка может использоваться бесконечно – вы покупаете только сам продукт, бережно заключая его в алюминиевые кольца в супермаркете, а затем дома, наслаждаясь удобством и гениальностью конструкции, аккуратно вытаскиваете сваренные яйца из кастрюли, не обжигая руки. Больше не нужно думать об утилизации или переработке, так как «ноль отходов» – это про то, когда упаковка превосходит наши ожидания, обладая преимуществами по всей цепочке потребления, минуя стадию мусора, попадая с полки к вам на стол.

Из пластика…

Главная идея студенческого проекта молодого индийского дизайнера Dhruv Anand  «The Egg Co» – лёгкое повторное использование упаковки-трансформера. Удобная форма в виде портфеля упрощает переноску и хранение яиц. Конструкция легко принимает 3 разных формы таким образом, что вы сможете повесить её во время готовки или сложить в шестиугольник, поворачивая его, если на ближайшей стороне кончились яйца.

Упаковка оснащена эластичными лентами, которые удерживают продукт. По идее дизайнера это многоразовая упаковка-сетка, с которой вполне можно пойти в магазин, поскольку она оснащена ручной для переноски. Для экономии места упаковку можно сделать однорядной, а ручки можно использовать как крючки.

Из целлюлозы…

Запуская свою первую упаковку для продуктов питания, голландская компания Rondeel в сотрудничестве с производителем экологичной упаковки PaperFoam, выбрала именно лоток для яиц The Rondeel Eggs, выполненный из PaperFoam — стопроцентно биосодержащего материала (крахмал и целлюлоза). После использования лоток можно перерабатывать с бумажными отходами либо утилизировать в компосте. Большим преимуществом новинки перед другими традиционными видами упаковки является низкий вес.

Технология PaperFoam уникальна тем, что метод инъекционного литья позволяет дизайну конструкции действительно стоять особняком от всех остальных решений. Огромный выбор расцветок материала, возможность тиснения логотипа и масса различных зажимов, креплений и механизмов позволяют PaperFoam удовлетворять любые пользовательские требования и капризы в дизайне и функциональности.

Можно сказать, что PaperFoam в какой-то мере отображает продукт, будто вторая скорлупа. Посмотрите сами.

Благодаря именно этой технологии, российская марка «Домилово» смогла эффектно передать образ чистого и свежего сельскохозяйственного продукта. Литой корпус для семи яиц, выполненный из плотного прессованного волокна, надёжно защищает их и не даёт перемещаться внутри. За счёт экологически чистого материала, «Домилово» приносит в городскую квартиру уют маленького сельского домика. Бархатистая на ощупь поверхность упаковки просто не позволит потребителю сразу от неё избавиться и переложить яйца в отсек холодильника. Общение с брендом будет долгим, приятным и продуктивным.