Первая ретроспективная выставка по истории и дизайну упаковки – “Упаковка из старой Москвы” была в Москве в 1997 году

В прошлом году исполнилось 15 лет с тех пор, как в Москве, в выставочном зале Политехнического музея открылась первая ретроспективная выставка по истории и дизайну упаковки – “Упаковка из старой Москвы”. Выставка работала со 2 июля – по 28 сентября 1997 года и была организована совместно журналом “Тара и упаковка” и Политехническим музеем.

Июль 1998 года

В начале июля 1998 г. в одном из залов Политехнического музея открылась некоммерческая ретроспективная выставка “Два века русской этикетки”. Эта первая в России ретроспективная выставка, посвященная искусству оформления товарных фирменных знаков, упаковок и этикеток в России за период c начала XIX и включая ХХ век на была организована редакцией журнала “Тара и упаковка” совместно с Политехническим музеем.

В подготовке этой выставки активное участие принимал преподаватель кафедры упаковки Высшего художественно-промышленного училища им. Строганова Борис Николаевич Рахманинов. Им совместно с главным редактором журнала “Тара и упаковка” Игорем Смиренным специально к выставке был подготовлен иллюстрированный альбом-каталог “Два века русской этикетки” (координаторы проекта И. Ермолова и П. Жирнов).

Б.Н. Рахманинов. Его учениками считают себя такие известные сегодня дизайнеры,работающие в сфере оформления упаковочной и этикеточной продукции, как Владимир Чайка, Виктор Кухарский, Елена Чуканова и многие, многие другие. Это уникальное издание (тираж был 5 тысяч экземпляров) результат реализации очередного проекта журнала “Тара и упаковка” – ведущего отраслевого издания, и его партнеров: компании “Имедженси” – лидера в производстве самоклеющихся этикеток, ГК “Регент” – крупнейшего поставщика этикеточной бумаги на российский рынок и Издательского дома “Пранат”. Это было первое в России издание подобного рода. Книга с тала оригинальным учебным пособием для нескольких поколений молодых дизайнеров России и сегодня, в XXI веке остается своеобразным дизайнерским бестселлером.

Представленные на выставке экспонаты связаны с теми отраслями, которые наиболее активно использовали этикеточную продукцию. Здесь можно увидеть этикетки и фирменные знаки алкогольных напитков, пива, минеральных вод, табачных и кондитерских изделий, парфюмерии, косметики, аптечных товаров, товаров народного потребления. На этом специфическом материале прекрасно прослеживается динамика эстетических вкусов и предпочтений в разные эпохи. Современный стиль в упаковке и этикетке демонстрировали на выставке московские фирмы – “Лиматон-Каменка”, “Линия-График”, “Имэдженси”, дизайн-студия “Самолет”, “Бегемот” и др. В экспозицию включены также этикетки и упаковки победителей конкурсов, проводимых журналом “Тара и упаковка”.

В день ее открытия со вступительным словом перед собравшимися выступил главный редактор журнала “Тара и упаковка” Игорь Смиренный. Он подробно рассказал об истории русской этикетки, о большой ее роли в пропаганде pазличных видов продукции. Подтвеpждением тому служат многочисленные экспонаты выставки. Многие из них могли бы стать прообpазами для современных рекламистов, маркетологов, дизайнеров. Хаpактерно, что большинство из них являются огромной редкостью, своеобразным антиквариатом и были представлены для обозрения впервые. Итак, немного истории.

К ранним русским этикеткам можно отнести надписи и изображения на стеклянных, глиняных, деревянных и фарфоровых сосудах для хранения и продажи продуктов. Надписи, сообщающие названия лекарств и их составы, делались и на аптечных сосудах

На фото слева на право: Игорь Смиренный, Людмила Нумерова, Лидия Малинина (жена Челнокова), Андрей Кочерыжкин и Леонид Челноков -главный художник кондитерской фабрики “Красный Октябрь”, автор оформления многих известных упаковок и этикеток для кондитерских изделий. С бурным развитием промышленности и производства товаров массового потребления в XIX – начале XX в. резко повысились тиражи этикеток. Конкурирующие фирмы привлекали покупателя “красивыми” этикетками, иногда сложной конфигурации, литографированными в несколько красок, с тиснением золотом и серебром. Так, например, этикетки для конфет и шоколада “Т-ва Эйнем” отображали времена года, юбилейные и церковные даты, исторические события. Упаковочный материал состоял не только из бумаги и картона, но и из стекла и жести, шелка и кожи. Некоторые из этих видов упаковки кондитерских изделий демонстрируются на выставке. Стенд “Красного Октября” – один из самых значительных по количеству экспонатов. Здесь представлены этикетки, которые выпускались в прошлом веке и в начале нынешнего, авторами которых являются художники М. Андреев, Л. Челноков и др.

Разнообразие и интересная графика этикеток послужили причиной их коллекционирования. Большой интерес вызвал стенд, на котором собраны все этикетки, выпускаемые различными кондитерскими фабриками, на которых изображены медведи. Благодаря сохранившимся этикеткам сегодня художники могут использовать традиции старых мастеров, а предприниматели – перенимать опыт своих предшественников, поскольку этикетка – это еще и элемент рекламы производимой и продаваемой продукции.

Итак, этикетка – маленький клочок бумаги с указанием названия продукта, его свойств, производителя, торговой марки – уже давно во всем мире стала важнейшим элементом рыночной экономики. Недаром этикетку и упаковку многие специалисты называют “немым продавцом”! Выставка “Два века русской этикетки” послужила началом бурного развития современного дизайна этикеточной и упаковочной индустрии в Российской Федерации. Возродится ли Русская этикетка? Вернутся ли национальные традиции ее оформления, мотивы, изящество?

Этикетка коробки для конфет кондитерской фабрики товарищества “Эйнем”

(ныне кондитерская фабрика “Красный Октябрь”).

Этикетка для туалетной воды 20-х гг. ХХ в. по эскизу художника В.  Конашевича

Этикетка 60-х гг. ХХ в., оформленная художником М. Андреевым.

Categories: Uncategorized

Leave a Reply

%d bloggers like this:
Skip to toolbar