За последние годы на прилавках книжных магазинов появилась масса переводных книг зарубежных авторов, связанных с дизайном упаковки, упаковочными материалами и технологиями. К сожалению, в СССР специалистов для работы в упаковочной индустрии не готовили ни в одном высшем или среднем специальном заведении и упаковочная индустрия практически не развивалась. Специальные книги: справочные и учебные пособия, словари, терминологические справочники и стандарты для этой сферы – не издавались. Из-за этого специалисты, работающие сегодня в производстве и потреблении тароупаковочной продукции, зачастую мало знакомы с историей и, тем более, с принятой во всем мире терминологией упаковочного бизнеса.

Зарубежные издания изначально подготовлены и предназначены для специалистов, постоянно живущих и работающих в условиях развитой рыночной экономики. Многие же переведенные на русский язык книги зачастую грешат непрофессиональным переводом, незнанием переводчиками «упаковочной терминологии» и, тем более технологий упаковки. В результате такие переводные издания зачастую не помогают в работе неподготовленному специалисту, а иногда и вводят в заблуждение..

Предлагаемые книги позволят отечественным студентам и преподавателям, дизайнерам, маркетологам и предпринимателям многих отраслей ближе познакомиться с мировой и российской историей упаковочной индустрией, найдут для себя много интересного и полезного. Все они прошли апробацию экспертов и рецензентов профессионального российского журнала «Тара и упаковка». А большинство авторов – авторы журнала.

  1. Томас Хайн. «Все об упаковке», Издательство: “Азбука, Терра-Книжный клуб” (1997)

  Заглянув в эту книгу, читатель откроет для себя удивительный мир, таящийся в самых обычных коробках, банках, бутылочках, тюбиках. Он узнает о том, как они защищают, сохраняют, информируют, предлагают, привлекают и, наконец, заставляют сделать покупку… Не пропуская серьезного и смешного, автор пишет о промышленных магнатах, инженерах – изобретателях, торговых предпринимателях, психологах и художниках, то есть о тех, кто стремится сделать искусство упаковки одним из вкладов Америки в мировую культуру.

Для многих российских специалистов и особенно преподавателей высших учебных заведений, осваивающих в конце 90-х годов новую специальность «Технология и дизайн упаковки» эта книга стала настоящей энциклопедией. Ведь она позволяет в доступной форме, с массой интереснейших примеров узнать российским специалистам об упаковочной индустрии много нового, интересного и полезного.

В 2017 г. эта книга переиздана Студией Артемия Лебедева под названием «Тотальная упаковка» и остается актуальной по сей день.

  1. А. Ю. Березовская «Сладкая жизнь. Жестяная упаковка кондитерских фирм России». СПб. Изд-во «Арт-Палас». 2006, 120 с., илл.

 

Каталог жестяной упаковки кондитерских фирм России конца XIX – начала ХХ вв., из коллекции Музея хлеба в Санкт-Петербуге. Формирование коллекции упаковок началась здесь в 1989 г., с неприметной коробки крупнейшей в России, в XIX в. кондитерской компании Жоржа Бормана. С тех пор Музей развивался, появлялись новые экспонаты и экспозиции, фонды росли. В настоящее время коллекция упаковок для кондитерских изделий насчитывает более 2000 единиц хранения. Издание интересно тем, кто занимается проблемами дизайна упаковки и рекламы.

  1. Елена Черневич, Михаил Аникст, Нина Бабурина. Русский графический дизайн 1880 – 1917. Изд-во: Внешсигма, 1997


«Скажем так, эту книгу можно не читать, а только рассматривать» — говорится в предисловии. Тут автор, конечно, поскромничал. Собранный в книге графический материал – образцы упаковок, этикеток и рекламных плакатов, – впечатляет, но без текста он был бы не более чем хорошей подборкой картинок.
Статьи Елены Черневич, которыми начинается каждая глава, — эталонный сплав глубокого знания темы, общей эрудиции и мастерского владения русским языком.
Рассказывая про зарождение отечественного дизайна, Елена Всеволодовна погружает читателя в дореволюционную эпоху, рисует целостный образ культурной жизни России конца XIX — начала XX вв. Ты буквально влюбляешься в тех отчаянных максималистов, которые методом проб и ошибок нащупывали «русский стиль» в оформлении рекламы и упаковки, в их слегка наивные работы, в ту страну, в которой они жили.

Содержание: 1. Русский стиль: 2. Стиль модерн; 3. Мир искусства; 4. Коммерческая графика; 5. Социальная графика.

  1. Альбом “Два века русской этикетки”. Авторы И. Смиренный и Б. Рахманинов, координаторы проекта И. Ермолова и П. Жирнов. Издательский дома «Пранат». 1998 г.


Это уникальное издание (тираж 5 тысяч экземпляров) результат реализации очередного проекта журнала «Тара и упаковка» – ведущего межотраслевого издания, и его партнеров.
В альбоме в ретроспективной форме, впервые в истории России (1998 г.) представлены этикетки для самых различных товаров и продуктов, выпускавшихся в России с середины XIX в. и практически до конца ХХ в.
Большинство этикеток – из коллекций журнала
«Тара и упаковка» и Б.Н. Рахманинова, – были впервые показаны широкому кругу специалистов и любителей истории, и представляют собой огромную редкость. В краткой форме в альбоме приводится история российской этикетки за два столетия, имена известных и малоизвестных художников, принимавших участие в создании национальной этикеточной продукции. В последствии эти этикетки стали экспонатами Музея упаковки.
Современные этикетки (второй половины 90-х гг. ХХ в.), представленные в альбоме, были выбраны не случайно. Большинство из них отмечены дипломами ежегодно проводимого журналом
«Тара и упаковка» и его партнерами всероссийского конкурса на лучшую этикетку.
Издание был подготовлено специально к ретроспективной выставке с одноименным названием, организованной журналом
«Тара и упаковка» и Политехническим музеем. Некоторые из этикеток, представленных в альбоме, сегодня можно увидеть в Музее упаковки (Политехнический музей, подъезд №12).
Альбом
«Два века русской этикетки» давно стал библиографической редкостью. Познакомиться с ним можно, в частности, в редакции журнала «Тара и упаковка».

  1. Игорь Смиренный «Лексикон упаковщика». М;, Колос, Тара и упаковка, 1998- 172 с


Словарь-справочник содержит более 800 терминов (дано значение каждого из них – на английском языке), используемых в области производства и потребления упаковочных материалов, машин, оборудования, изделий и технологий, их толкование и значение на английском языке. Терминологический словарь-справочник предназначен для специалистов, занимающихся конструированием и проектированием. производством и потреблением тароупаковочных материалов и изделий, машин и оборудования. Словарь будет полезен начинающим предпринимателям, бизнесменам. Его можно использовать в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

  1. Смиренный И., Горбунов И., Зайцев С. «Пиво российской империи». М. Аякс.-Готэк. 1998 г. 256 с., илл.

Альбом – каталог посвящен истории пивоварения в России. Конечно, сегодня никто не может описать вкус дореволюционного пива, но то, что это был напиток, отмеченный особой любовью россиян, – бесспорно. Только любимых детей кутают в такие нарядные одежды! Замысловатой формы бутылок, яркие, насыщенные цвета этикеток, остроумная, самобытная реклама – а ее создавали такие корифеи дизайна как Виктор Васнецов, Иван Билибин и другие известные художники, – лучшие свидетели высокого качества отечественного пива. В каталоге представлено множество цветных фотографий старинных пивных бутылок, этикеток, открыток, рекламной продукции и масса уникальной информации связанной с пивом. Впервые приведен цветной каталог-определитель пивных бутылок Российской империи по губерниям. Издание отпечатано в Германии.
Шикарное издание для всех интересующихся историей пива в России, а также историей пивной стеклянной тары и этикеток, упаковкой, маркетингом и рекламой – в целом. Огромное количество иллюстраций и интереснейших фактов!

  1. Элеонора Глинтерник . Реклама в России XVIII – первой половины XX века. Опыт иллюстрированных очерков. СПб.: Аврора, 2007. — 400 с., илл.

Отечественному читателю предлагается первое шикарно иллюстрированное историческое исследование российской торговой рекламы – полноправной отрасли художественной культуры, активно развивавшейся и в дореволюционной России, и в СССР, однако ранее не подвергавшейся обобщенному анализу. Элеонора Глинтерник, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна (автор журнала «Тара и упаковка»), на широком визуальном, документальном и литературном материале прослеживает основные этапы развития рекламного дела в России – от истоков, восходящих к гравюре и товарным клеймам Петровской эпохи, минуя расцвет лубочной культуры и торговой вывески, до золотого века советской рекламы и графического дизайна в 1920 – х гг., определявшего эволюцию отрасли вплоть до послевоенного времени.

Подобранный автором за годы исследовательской работы иллюстративный материал – классические и малоизвестные образцы рекламы и товарного оформления ХVIII – ХХ вв. – приоткрывает для нас целый художественный мир, который, с одной стороны, отразил перипетии российской истории трех столетий, а с другой – оказал несомненное влияние на развитие отечественного искусства. Тщательно подготовленный текст в сочетании с богатым иллюстративным рядом (более 700 иллюстраций) делают альбом интересным как специалистам по истории искусства и рекламы и специалистам, работающим в сфере производства и потребления тары и упаковки, так и широкому кругу читателей.

  1. Леонид Лифлянд «Чай Высоцкого. Полтора века истории»

Изд-во «Мосты культуры», 2019 г. Страниц: 192, илл.

Монография посвящена истории семьи знаменитого чаеторговца, общественно­го деятеля и филантропа В. Я. Высоцкого. Основанное им Товарищество чайной торговли «В. Высоцкий и К°» в конце XIX – начале XX в. стало одним из лидеров отрасли, а чай Высоцкого – практически единственный сохранившийся до наших дней чайный бренд российского происхождения, ведущий свою непрерывную историю более полутора веков.

Представители нескольких поколений этой семьи, тесно связанные с выдающимися деятелями политики и культуры, были вовлечены как в управление крупным бизнесом, так и в масштабные события российской и мировой истории, включая участие в террористической деятельности, революционных событиях 1917 г., жизни русского зарубежья. В книге прослеживается процесс интеграции этнических евреев в русскоязычную среду с попыткой сохранения национальной и конфессиональной идентичности. Значительный объем материалов, особенно относящихся к периоду после 1920 г., публикуется впервые. Книга шикарно иллюстрирована редчайшими атрибутами чайного бизнеса, включая большое количество упаковок и этикеток (автор – Леонид Лифлянд – многолетний автор журнала «Тара и упаковка»). Книга предназначена для широкого круга читателей. Но в первую очередь она представляет интерес для маркетологов, рекламистов, дизайнеров и предпринимателей.

  1. Максим Ожегов. «Палитра Российской упаковки». 2016 г., Изд-во «Сенатор», 236 стр., илл.

Издание посвящено истории российской упаковки в период с конца XIX в. – до первых лет советской власти. Последняя треть XIX в. – это время, когда вследствие реформ Александра II российская промышленность бурно развивалась (первая промышленная революция), предпринимателями создавались новые крупные предприятия и целые отрасли.

В книге приведены более 50 историй становления известных российских фирм. Текст проиллюстрирован образцами упаковки продукции российских предприятий. Все представленные на фотографиях предметы являются экспонатами Музея упаковки, созданного в 2009 г. в г. Перми на базе полиграфической фирмы «Палитра». Книга интересна как специалистам по упаковке и рекламе, так и всем, кто неравнодушно относится к истории России. На сегодня это, пожалуй, самый полный каталог коллекции, собранной автором.

  1. Андрей Ушаков «Русские фигурные бутылки». 2018 г. Изд-во: «Никишин Даниил Александрович», 175 с., илл.

Это альбом, богато иллюстрированный, изобилующий фотографиями коллекционных раритетов и архивных документов. Книга представляет собой результат скрупулезных авторских изысканий, посвященных почти не освоенной исследователями отечественного стеклоделия теме – традициям производства в России фигурных бутылок, или, как их еще называют, бутылок с сюжетами. Автор, будучи потомком стеклозаводчиков Костерёвых и страстным собирателем старинной фигурной тары, исследует предмет через историю собственной родословной, демонстрируя неподдельный интерес к мельчайшим деталям, которые, быть может, ускользнули бы от внимания менее любопытного исследователя.

Автор книги – коллекционер, потомок известных российских предпринимателей-стеклозаводчиков Костеревых, создавших огромное количество удивительных по красоте бутылок «с сюжетом». Забавными «мишками», созданными для Смирновых и Шустовых, «рыбками» и другими фигурными бутылками можно полюбоваться и в Музее меценатов и предпринимателей (Москва).

 

Будучи страстным собирателем старинной русских и европейских фигурных бутвлок, Андрей Ушаков (автор и консультант журнала «Тара и упаковка») изучил до мельчайших деталей данную тему и выступает как авторитетный международный эксперт по истории русского бутылочного стекла.
 
 
 
 

 


Leave a Reply

%d bloggers like this:
Skip to toolbar