В начале года эта выставка «Мода на чай» с успехом прошла в Музее Тропинина (Москва).
Некоторые иллюстрации (образцы этикеток, упаковок рекламы) в данной статье
представлены из архива журнала «Тара и упаковка» и Музея брендов, истории и дизайна
упаковки.
«Чайный король» России, купец Иван Алексеевич Перлов
и его супруга Агриппина Степановна (с картины П.А. Дубровина 1795-1851 гг.)
Музей Тропинина совместно с Фондом Александра Васильева, Московским
музеем холдинга «Объединенные кондитеры» и Музеем предпринимателей,
меценатов и благотворителей в начале этого года представили общественности
выставку «Мода на чай» – живопись, графика и декоративно-прикладное
искусство из музейных и частных собраний. В экспозиции также было несколько
экспонатов, представленных московскими коллекционерами.
Протяженность Великого чайного пути от китайских плантаций до Москвы
составляла более десяти тысяч верст, в том числе, около шести тысяч в пределах
Российской империи. До середины XIX в. в Москву чай доставляли
преимущественно караванным путем из пограничной Кяхты через Сибирь.


На выставке, Китай — самое закрытое в те времена азиатское государство было
показано через творчество художника И.П. Александрова – рисовальщика
посольской миссии в Китае графа Ю.А. Головкина (1805 – 1806 гг.). Серия
графических «Китайских зарисовок» бывшего шереметевского крепостного,
воспитанника, а впоследствии и академика Императорской Академии художеств
Александрова, хранится в фондах и прежде не экспонировалась в музее
Тропинина.

В XIX и начале ХХ веков этикетка зачастую представляла собой настоящее
произведение прикладного искусства
В конце XVIII – начале XIX вв. чаепитие стало атрибутом домашнего и
общественного быта, учебных заведений, трактиров и чайных, благотворительных
ярмарок, светских приемов, воинской службы и даже тюремного уклада. В это
время Москва заняла место столицы русской чайной торговли, лидера
чаепотребления и законодательницы традиций чаепития.
Справа обложка книги Леонида Лифлянда «Чай Высоцкого — полтора века истории»
В составе коллекции Музея Тропинина значительное место занимают портреты
московских купцов первой половины XIX в. Представленные на выставке
портреты членов старейших московских чаеторговых семей Перловых,
Карзинкиных, Боткиных и их ближайшего родственного окружения — исполнены
выдающимися художниками своего времени: В.А. Тропининым, П.А. Дубровиным,
К.А. Горбуновым и др. – элита московского купечества, открывшая России
известных меценатов, коллекционеров, деятелей литературы, искусства, науки,
медицины, промышленности, дипломатии, общественного самоуправления.
В XIX в. Москва стала центром чайной торговли и традиций русского чаепития,
сюжеты которого воплотились в упаковках и этикетках, жанровых картинах,
натюрмортах, семейных портретах.

Образцы чайных оберток (упаковок) фирмы Петра Боткина
В графических и живописных произведениях К.В. Рабуса, А.П. Сапожникова, П. А.
Федотова, Л.К. Плахова, Д.П. Волохова, П.В. Кузнецова из собрания музея
Тропинина можно увидеть сцены чаепития и на народном гулянии, и в трактире, и
в домашнем интерьере. Вошедшие в состав экспозиции оригинальные чайные и
кондитерские упаковки фирм Боткиных, Перловых, Поповых, Абрикосовых,
Эйнемов, Сиу и прочих показывают всесословный характер чаепития.


На сохранившихся образцах упаковок, этикеток, визиток, мы находим имена
российских предпринимателей, создававших богатство нашей страны и после 1917
поголовно оказавшихся буржуями и врагами народа
Неизвестный художник, создавший этот рекламный плакат,
явно подражал Ивану Билибину
Чай даже повлиял на женскую моду второй половины XIX – начала XX века.
Появились очаровательные домашние платья свободного покроя,
предназначенные для чаепития в кругу близких. В экспозиции были представлены
редкие образцы подобных платьев из собрания Фонда историка моды,
коллекционера Александра Василева.
Директор Музея В.А. Тропинина Ольга Журавлёва отмечает: «Наш музей –
исторический особняк, расположенный в самом сердце Замоскворечья.
Представители последней купеческой династии Петуховых, владевшей домом,
славились своим гостеприимством, приглашали, в том числе, и на чай культурную
московскую элиту начала XX в.».
После октябрьского переворота 1917 г. бизнес Перловых был национализирован и в
«Чайном доме» на Мясницкой улице разместился трест «Чаеупарвление»